vmest.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Мончегорска

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор гимназии №1

_____________________ Т.С. Кудряшова

«___» __________ 2010 г. ________________________

Приказ № ___ от _________



Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

11 классы

Разработана:

Солтан И.В., учителем информатики

первой квалификационной категории


2010 -2011 учебный год



Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень, 2004 г.).

Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной программе среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень, 2004 г.).

В соответствии с учебным планом гимназии на 2010-2011 учебный год на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах (социально-экономический профиль и углубленное изучение иностранного языка) отводится 34 часа (1 час в неделю), из них на уроки изучения теоретического материала - 20 часов, выполнение практических работ – 12 часов, контрольных работ – 1 час, резерв учебного времени составляет 1 час.

В целях соответствия профилю классов при изучении тем «Информационные модели» и «Информационные системы» планируется использовать материал социально-экономической или языковой направленности.

В ходе реализации программы планируется использовать следующие формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тематические диктанты, практические работы, обобщающие уроки, контрольные работы, а также форму итоговой аттестации – единый государственный экзамен по информатике и ИКТ.

В примерную программу среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) внесены следующие изменения:

1. В целях соответствия изучаемых разделов используемому учебно-методическому комплекту в 11 классе будут рассмотрены темы, соответствующие темам 10 класса в Примерной программе (темы 11 класса из Примерной программы были изучены в 10 классе).

2. Приведено в соответствие количество часов, отводимых на изучение предмета (34 ч. вместо 35 ч., предлагаемых Примерной программой).

3. Изменено количество часов, отводимых на изучение некоторых тем:




Примерная программа

Рабочая программа

Название раздела

Кол-во часов (теория+практика)

Название раздела

Кол-во часов (теория+практика)

1. Информация и информационные процессы

6+3

1. Информация и информационные процессы

5+3

2. Информационные модели

9+4

2. Информационные модели

8+4

3. Информационные системы

3+2

3. Информационные системы

3+2

4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2+2

4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2+3

5. Резерв

4

5. Резерв

1







6. Алгебра логики

3

итого

35 часов

итого

34 часа

Введение дополнительного часа (за счет часов резерва) в раздел «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» на выполнение практической работы по теме «Работа в ОС Linux» вызвано широким распространением свободного программного обеспечения и необходимостью ознакомления учащихся с программами из пакета свободного программного обеспечения.



Изучение темы «Алгебра логики» в объеме 3 ч. (за счет часов резерва и часов из разделов «Информация и информационные процессы», «Информационные модели») связано с наличием заданий по данной теме в вариантах ЕГЭ по информатике и ИКТ и направлено на освоение учащимися основных понятий алгебры логики и формирование умений выполнения базовых операций над логическими переменными.
Используемый УМК (входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2010-2011 году, – приказ по гимназии №310 от 03.05.2010 г.):

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ, 2009, - 192 с.

Дополнительная литература:

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2009. – 168 с.

Оборудование кабинета:

  • ПК класса IBM PC Celeron 2,6 MHz. – 5 шт.

  • ПК класса IBM PC Celeron – 7 шт.

  • Интерактивная доска Hitachi FX – 77 – 1шт.

  • Ноутбук ACER 14 – 1 шт.

  • Мультимедийные наушники – 12 шт.

  • Колонки – 1 шт.

  • Сканер – 1 шт.

  • Лазерный принтер – 1 шт.

  • Мультимедийный проектор – 1 шт.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

Цифровые образовательные ресурсы:

    1. Набор обучающих презентаций, разработанных учителем по темам курса 10 класса.

    2. Материалы ИПП «КМ-Школа» (готовые уроки, информационные объекты).

    3. Обучающие flash-ролики и др. материалы с сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru по отдельным темам курса.

Содержание курса (34 часа в год, 1 час в неделю).


  1. Информация и информационные процессы (8 часов).

Основные подходы к определению понятия «информация». Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Защита информации. Методы защиты. Управление системой как информационный процесс.

  1. Информационные модели (12 часов).

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Формы представления моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Модель процесса управления.

  1. Алгебра логики (3 часа).

Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Импликация. Эквиваленция. Таблица истинности. Законы логики.

  1. Информационные системы (5 часов).

Информационные системы. Базы данных. Системы управления базами данных. Таблица. Запрос. Форма. Отчет. Связи между таблицами.

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов).

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

  1. Резерв (1 час).

Календарно-тематическое планирование.



Тема урока

Тип урока/ Форма контроля

Д/З

Дата

Планируемая

По факту




1. Информация и информационные процессы (8 часов).

1

Правила ТБ. Понятие «информация». Виды и свойства информации.

Урок изучения нового материала










2

Вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации.

Комбинированный урок/ фронт. опрос










3

Пр.р. 1 «Определение количества информации».

Практическая работа/ сам. раб










4

Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации.

Урок изучения нового материала/ инд. зад










5

Кодирование информации. Языки кодирования.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










6

Пр.р. 2 «Кодирование и декодирование информации».

Практическая работа/пр.р.










7

Процесс управления как информационный процесс.

Комбинированный урок/ инд. зад.










8

Пр.р. 3 «Поиск, паролирование и архивирование информации».

Практическая работа/ пр.р.













Информационные модели (12 часов).

1

Информационное моделирование. Виды информационных моделей.

Урок изучения нового материала/ сам. раб.










2

Формы представления моделей.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










3

Этапы построения моделей.

Комбинированный урок/ тест










4

Виды компьютерного моделирования.

Урок изучения нового материала/ сам. раб.










5

Пр.р. 4 «Моделирование и формализация».

Практическая работа/ пр.р.










6

Модель процесса управления. Информационные основы управления.

Урок изучения нового материала/ инд. опрос










7

Пр.р. 5 «Управление работой исполнителя с помощью алгоритма».

Практическая работа/ пр.р.










8

Моделирование социальных, биологических, технических систем и процессов.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










9

Пр.р. 6 «Исследование биологической и математической моделей».

Практическая работа/ пр.р.










10

Пр.р. 7 «Исследование геоинформационной модели».

Практическая работа/ пр.р.










11

Использование информационных моделей в деятельности человека.

Урок обобщения/ фронт. опрос










12

Контрольная работа по теме «Информационные модели».

Контрольная работа/ тест













Алгебра логики (3 часа).

1

Высказывания. Логические операции.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










2

Таблицы истинности для логических выражений.

Урок решения задач/ инд. зад.










3

Использование законов логики для упрощения логических выражений.

Урок решения задач/ сам. раб.













Информационные системы (5 часов).

1

Информационные системы. БД и СУБД. СУБД ACCESS.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










2

Пр.р. 8 «Ввод, редактирование и упорядочивание данных в БД».

Практическая работа/ пр.р.










3

Формы представления данных. Создание отчета и формы.

Комбинированный урок/ инд. зад.










4

Пр.р. 9 «Формирование запросов на поиск данных».

Практическая работа/ пр.р.










5

Создание связей в многотабличных БД.

Комбинированный урок/ тест













Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов).

1

Архитектура современного компьютера. Основные устройства.

Урок изучения нового материала/ фронт. опрос










2

Программное обеспечение компьютера.

Урок изучения нового материала/ тест










3

Пр.р. 10 «Настройка BIOS и загрузка ОС».

Практическая работа/ тест










4

Пр.р. 11 «Служебные и стандартные приложения Windows».

Практическая работа/ пр.р.










5

Пр.р. 12 «Работа с ОС Linux».

Практическая работа/ пр.р.













Резерв (1 час).

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:



  • Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Основные устройства компьютера, их характеристики и назначение.

  • Типы компьютеров.

  • Виды программного обеспечения.

  • Принципы работы с операционными системами Windows, Linux.

  • Основные этапы компьютерного моделирования.

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

  • Технологию работы с БД и СУБД.

  • Алгоритмы выполнения основных операций с базой данных.

  • Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:



  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Приводить примеры моделей.

  • Строить и исследовать модели с помощью компьютера.

  • Определять характеристики устройств компьютера.

  • Работать со служебными и стандартными программами Windows.

  • Настраивать элементы операционных систем Windows, Linux.

  • Выполнять основные операции с объектами в БД.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  2. Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Список основной литературы

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2007. - с. 512

  2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2007. - с. 394

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2007. - с. 168

  4. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2007.

Список дополнительной литературы:

  1. Журнал «Информатика и образование» (2088-2010 гг.).

  2. Колбин Р.В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование. - М.: БИНОМ, 2007. – 221 с.

  3. Семакин И. Задачник-практикум по информатике в 2-х частях. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 420 с.

  4. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2005. – 480 с.

  5. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2005. – 480 с.

  6. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» в 11 классе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
154.36kb.
Программа по информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и икт 2004 г
263.51kb.
Программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
208.5kb.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям
202.85kb.
Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко
276.39kb.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования
221.13kb.
С учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт», Стандарта основного общего образования по информатике и Икт 2004г, Федерального перечня учебников 2011-2012 г
228.28kb.
Рабочая программа по предмету «Избранные вопросы обществознания» для обучающихся в 10 классе
79.93kb.
Рабочая программа курса «география. Современный мир.» среднего (полного) общего образования по примерной программе основного общего образования
746.57kb.
Примерная программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
159.2kb.
Рабочая программа по мхк на 2011 2012 учебный год
750.05kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский»
146.96kb.