vmest.ru страница 1
скачать файл

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии (2004) и на основе авторской программы по биологии для 6—9 классов (авторы В. В. Пасечник и др., Москва, «Просвещение», 2008).

Курс биологии для 7 класса является логичным продолжением изучения биологии в 6 классе, где учащиеся знакомятся с общими признаками, присущими всем организмам, рассматривают живой организм как единое целое. Согласно авторской программе в 7 классе учащиеся:


  • расширяют знания о разнообразии живых организмов;

  • осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;

  • знакомятся с эволюцией растений и животных;

  • изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Представленные в пособии методические рекомендации направлены на оказание практической помощи учителю в планировании учебного материала при изучении курса биологии 7 класса. Они ориентируют учителя на проведение разных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приемов и средств обучения.

Для проведения уроков, подготовки домашнего задания и особенно самостоятельной работы рекомендуем использовать рабочую тетрадь, включающую оригинальные дидактические материалы по данному курсу (М.: Просвещение, 2009).

На изучение курса отводится 70 ч (2 ч/нед.).

В планировании раскрыты учебные задачи каждого урока и темы в целом; даны методические рекомендации по изучению нового материала, повторению и закреплению знаний. В зависимости от имеющегося учебного оборудования, а также особенностей класса учитель может внести необходимые коррективы в методику проведения уроков. Резервные уроки могут быть использованы по мере прохождения курса для закрепления изученного материала, получения положительного результата в учебном процессе.


Содержание программы

70 ч/год (2 ч/нед.)

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)

Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.



Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Практическая работа:

  • Выявление принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч)

Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека.

Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторная работа:


  • Изучение строения плесневых грибов.
    Практическая работа:

  • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)

Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.

Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.

Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.

Лабораторные работы:


  • Изучение внешнего строения водорослей.

  • Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

  • Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

  • Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

  • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

  • Изучение органов цветкового растения.

  • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

  • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

  • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

Практические работы:

• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.



  • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

  • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира (28 ч)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения

заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.



Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.

Лабораторные работы:

  • Изучение многообразия одноклеточных животных.

  • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

  • Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.

  • Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

  • Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.

  • Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.

• Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).

  • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.

  • Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.

  • Наблюдение за живыми членистоногими.

  • Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб.

  • Наблюдение и уход за аквариумными рыбами.

  • Описание видового состава рыб местных водоемов.

  • Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами).

  • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.

  • Изучение строения куриного яйца.

  • Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).

  • Изучение внешнего строения млекопитающих.

  • Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).

Экскурсии:

  • Разнообразие и роль членистоногих в природе.

  • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.

  • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).

Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.



Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (4 ч)

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.



Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Электронные издания:


  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».



Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru



www.km.ru/educftion
Календарно-тематическое планирование в 7 классе.




п/п

Тема урока

Формируемые и развиваемые понятия

Лабораторные и практические работы

Домашнее задание

Дата проведения урока

план.

факт.

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)

1

Многообразие организмов, их классификация.


Систематика. Систематические категории. Классификация. Карл Линней.





Изучить § 1 учебника. Ответить устно на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1—6 в рабочей тетради







2

Вид — основная единица систематики.

Вид. Признаки вида. Критерии вида.


Практическая работа № 1 «Выявление принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей».

Изучить § 2 учебника. Ответить устно на вопросы в конце параграфа. Подготовить сообщения на темы: «Редкие животные нашего края», «Как охраняют природу в нашем крае».







Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (6 ч)

3

Бактерии — доядерные организмы.


Доядерные. Бактериальная клетка. Бактерии: гетеротрофы, автотрофы, паразиты. Споры бактерий.




Изучить § 3 учебника. Выполнить задания 1—3 в рабочей тетради.







4

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Бактерии гниения. Почвенные, уксуснокислые, молочнокислые бактерии.




Изучить § 4 учебника. Выполнить задание 1 в рабочей тетради. Подготовить сообщения на тему «Бактерии — наши друзья и враги».







5

Грибы — царство живой природы.


Грибы. Грибница (мицелий). Гифы. Плодовое тело. Споры. Почкование.


Практическая работа № 2 «Изучение строения спор грибов».

Практическая работа № 3 «Изучение строения плесневых грибов».



Изучить § 5 учебника. Выполнить задания 1 — 5, 7 в рабочей тетради. Подготовить сообщения о съедобных и ядовитых шляпочных грибах.







6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

Грибы: съедобные, ядовитые, плесневые.




Изучить § 6. Выполнить задания 1—6 в рабочей тетради. Подготовить сообщения о грибах — паразитах человека.





7

Грибы — паразиты растений, животных, человека.

Грибы: головневые, ржавчинные, мучнисто-росяные. Фитофтора.




Повторить § 3—7 учебника. Выполнить задание 4 в рабочей тетради.







8

Лишайники — комплексные симбиотические организмы.

Симбиотический организм. Слоевище.




Изучить § 8. Выполнить задания 6, 7 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 1».







Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)

9

Общая характеристика водорослей.

Слоевище. Фитопланктон. Хроматофор. Зооспора. Спорофит. Гаметофит. Гамета. Зигота.




Изучить § 9. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1—8 в рабочей тетради.







10

Многообразие водорослей.

Ризоиды. Отделы: Зеленые водоросли;

Харовые водоросли; Бурые водоросли;

Красные водоросли.


Лабораторная работа № 1 «Строение зеленых водорослей».

Изучить § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 4 в рабочей тетради.







11

Значение водорослей в природе и жизни человека.

Агар-агар.




Изучить § 11. Ответить на вопросы в конце параграфа.







12

Высшие споровые растения.

Высшие споровые растения. Риниофиты. Спорангий. Жизненный цикл. Яйцеклетка. Сперматозоид.




Изучить § 12. Ответить на вопросы в конце параграфа.








13

Моховидные.

Моховидные. Печеночные мхи. Листостебельные мхи. Протонема.

Лабораторная работа № 2 «Строение мха».

Практическая работа № 4 «Наблюдение за развитием мха риччия»



Изучить § 13. Ответить на вопросы в конце параграфа.








14

Папоротниковидные.

Вайя. Заросток.

Лабораторная работа № 3 «Строение папоротника».

Практическая работа № 5 «Размножение папоротника спорами».



Изучить § 14. Ответить на вопросы в конце параграфа.








15

Плауновидные. Хвощевидные.

Плаун. Хвощ.




Изучить § 15. Ответить на вопросы в конце параграфа.







16

Голосеменные — отдел семенных растений.

Пыльца. Голосеменные. Семязачаток. Семя. Эндосперм.




Изучить § 16. Ответить на вопросы в конце параграфа.







17

Разнообразие хвойных растений.

Хвойные: сосна, ель, лиственница, можжевельник.

Лабораторная работа № 4 «Строение хвои и шишек хвойных».

Практическая работа № 6 «Проращивание семян сосны и ели».



Изучить § 17. Ответить на вопросы в конце параграфа.








18

Покрытосеменные, или Цветковые.

Цветок. Плод. Дерево. Кустарник. Трава. Однолетние. Двулетние. Многолетние.




Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.







19

Строение семян.

Семенная кожура. Зародыш. Семядоля. Однодольные. Двудольные.

Лабораторная работа № 5 «Строение семян двудольных растений».

Изучить § 19. Ответить на вопросы в конце параграфа.







20

Виды корней и типы корневых систем.

Главный, боковые, придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

Лабораторные работы № 6 – 7 «Стержневая и мочковатая корневые системы», «Корневой чехлик и корневые волоски».

Практические работы № 7 – 8 «Наблюдение за образованием придаточных корней у комнатных растений: колеуса и пеларгонии», «Проращивание семян редиса, гороха, зерновки пшеницы».



Изучить § 20. Ответить на вопросы в конце параграфа.








21

Видоизменение корней.

Корнеплоды. Корневые клубни. Воздушные корни. Дыхательные корни.




Изучить § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.







22

Побег и почки.

Побег. Почки: верхушечная, пазушная, придаточная, вегетативная, генеративная. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Листорасположение.

Лабораторная работа № 8 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Практическая работа № 9 «Наблюдение за развитием побегов из почек».

Изучить § 22. Ответить на вопросы в конце параграфа.








23

Строение стебля.

Пробка. Кора. Луб. Камбий. Древесина. Сердцевина.

Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение ветки дерева».

Практические работы № 10 – 12 «Рассматривание чечевичек на ветвях деревьев и кустарников», «Определение возраста спиленного дерева», «Наблюдение за образованием цветков на ветвях яблони, багульника, вишни».



Изучить § 23. Ответить на вопросы в конце параграфа.








24

Внешнее строение листа.

Основание. Листовая пластинка. Черешок. Листья черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

Лабораторная работа № 10 «Листья простые и сложные, их жилкование и расположение».

Изучить § 24. Ответить на вопросы в конце параграфа.








25

Клеточное строение листа.

Кожица. Устье. Мякоть. Проводящий

пучок. Сосуды.



Лабораторная работа № 11 «Строение кожицы листа».

Изучить § 25. Ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу «Внутреннее строение листа».







26

Видоизменение побегов.

Корневище. Клубень. Луковица.

Лабораторные работы № 12 – 14 «Строение клубня», «Строение корневища», «Строение луковицы».

Изучить § 26. Ответить на вопросы и выполнить задание в конце параграфа; повторить строение генеративной почки.







27

Строение и разнообразие цветков.

Пестик. Тычинка.

Венчик. Чашечка. Околоцветник: простой, двойной. Семязачаток. Однодомные, двудомные.



Лабораторная работа № 15 «Строение цветка».

Изучить § 27. Ответить на вопросы в конце параграфа; выполнить задания 1, 4—7 в рабочей тетради.







28

Соцветия.

Соцветие.

Лабораторная работа № 16 «Соцветия».

Изучить § 28. Ответить на вопросы в конце параграфа.







29

Плоды

Соплодие. Околоплодник. Плоды простые и сложные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Ягода,

костянка, орех, зерновка, семянка, боб,

стручок, коробочка.


Лабораторная работа № 17 «Классификация плодов».

Изучить § 29. Ответить на вопросы в конце параграфа, повторить материал о строении семян.







30

Размножение покрытосеменных растений.

Опыление. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Центральная клетка. Двойное оплодотворение.

Практические работы № 13 – 14 «Наблюдение за опылением ржи и льна»,

«Наблюдение за опылением растении насекомыми».



Изучить § 30. Ответить на вопросы в конце параграфа.







31

Классификация покрытосеменных.

Класс: Двудольные, Однодольные. Семейство.




Изучить § 31. Ответить на вопросы в конце параграфа.






32

Класс Двудольные.

Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.

Лабораторная работа № 18 «Семейства двудольных».

Изучить § 32. Ответить на вопросы в конце параграфа.






33

Класс Однодольные.

Семейство. Злаки. Соломина. Семейство Лилейные.

Лабораторная работа № 19 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Изучить § 33. Ответить на вопросы в конце параграфа. Проработать текст «Выводы к главе 2».






34

Обобщение. «Многообразие растительного мира».







Повторить главу 2.





Глава 3. Многообразие животного мира (26 ч)

35

Общие сведения о животном мире.

Классификация животных. Вид. Охрана животных.




Изучить § 34. Ответить на вопросы в конце параграфа.





36

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Простейшие. Органеллы. Псевдоподии. Внутриклеточное пищеварение. Саркодовые. Жгутиконосцы. Инфузории.

Лабораторная работа № 20 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших».

Изучить § 35. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.





37

Паразитические простейшие. Значение простейших.

Паразитические простейшие. Амебиаз. Сонная болезнь. Пендинская язва. Малярия. Радиолярии. Фораминиферы.




Изучить § 36. Ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу «Значение простейших».







38

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.

Ткань: покровная, соединительная, мышечная, нервная. Орган. Системы органов.

Лабораторная работа № 21 «Изучение многообразия тканей животных».


Изучить § 37. Ответить на вопросы в конце параграфа.







39

Тип Кишечнополостные.


Кишечнополостные. Диффузная нервная система. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс.

Лабораторная работа № 22 «Изучение пресноводной гидры».


Изучить § 38. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.







40

Многообразие кишечнополостных.


Класс: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Чередование поколений.




Изучить § 39. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.







41

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Черви. Плоские черви. Сосальщики. Ленточные черви. Гермафродит.




Изучить § 40. Ответить на вопросы в конце параграфа.







42

Тип Круглые черви и Тип Кольчатые черви.


Тип: Круглые черви, Кольчатые черви. Кожно-мускульный мешок. Целом. Замкнутая кровеносная система.

Лабораторная работа № 23 «Изучение внешнего строения дождевого червя».


Изучить § 41. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1—3 в рабочей тетради.







43

Брюхоногие и Двустворчатые моллюски.

Тип Моллюски. Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. Мантия. Мантийная полость. Сердце. Незамкнутая кровеносная система.




Изучить § 42. Ответить на вопросы в конце параграфа, Выполнить задания 2, 4 в рабочей тетради.







44

Головоногие моллюски.

Класс Головоногие моллюски. Мозг. Реактивное движение моллюсков. Наутилусы. Каракатицы. Осьминоги. Кальмары.




Изучить § 43. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.







45

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Хитин. Линька, Инстинкт.





Изучить § 44. Ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.







46

Класс Паукообразные.

Класс Паукообразные. Сенокосцы. Скорпионы. Пауки. Клещи. Паутина. Ядовитые железы.




Изучить § 45. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.







47

Класс Насекомые.

Класс Насекомые. Сложные фасеточные глаза. Крылья. Мальпигиевы сосуды. Куколка.




Изучить § 46. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.






48

Многообразие насекомых.

Жуки. Бабочки. Двукрылые и Перепончатокрылые насекомые. Блохи.

Лабораторная работа № 24 «Изучение внешнего строения насекомого».

Изучить § 47. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради. Повторить § 34—46.







49

Экскурсия «Разнообразие и роль членистоногих в природе».

Знакомство с представителями типа Членистоногих в родной природе.













50

Тип Хордовые.

Тип Хордовые. Бесчерепные. Позвоночные. Хорда.




Изучить § 48. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.





51

Строение и жизнедеятельность рыб.

Позвоночник. Двухкамерное сердце. Головной мозг. Спинной мозг. Боковая линия. Малек. Хрящевые и Костные рыбы.

Лабораторная работа № 25 «Изучение внешнего строения рыбы».


Изучить § 50. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.





52

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Рыболовство. Промысловые рыбы Рыбоводство.





Изучить § 51. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.





53

Класс Земноводные.


Класс Земноводные. Трехкамерное сердце. Малый и большой круги кровообращения. Головастик.




Изучить § 52. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.





54

Класс Пресмыкающиеся.


Класс Пресмыкающиеся. Ящерицы. Змеи. Черепахи. Крокодилы.




Изучить § 53. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.






55

Класс Птицы.

Класс Птицы. Теплокровность. Клюв. Перья. Зоб. Воздушные мешки.

Лабораторная работа № 26 «Изучение внешнего строения птицы».

Изучить § 54. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.







56

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.

Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Порода.




Изучить § 55. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.






57

Экскурсия «Знакомство с птицами леса».







Оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради.






58

Класс Млекопитающие, или Звери.


Класс Млекопитающие. Волосяной покров. Млечные железы. Матка. Диафрагма. Плацента. Плод. Беременность. Роды.




Изучить § 55. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.





59

Многообразие зверей.


Подкласс: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие




Изучить § 56. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 2, 4 в рабочей тетради.





60

Домашние млекопитающие.

Домашние животные. Животноводство. Порода. Крупный рогатый скот. Свиноводство. Мелкий рогатый скот. Лошади. Звероводство.




Изучить § 57, Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 3».





61

Обобщение. «Многообразие животного мира».







Повторить главу 3.






Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)

62

Этапы эволюции органического мира.

Эволюция. Палеонтология. Одноклеточные. Колониальные. Многоклеточные.




Изучить § 58, выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) на тему «Как ученые узнают о климате прошлых эпох и обитающих в это время на Земле растениях и животных».





63

Освоение суши растениями и животными.

Риниофиты. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные, покрытосеменные. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.




Изучить § 59, выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) на тему «Как сохранить природу для нас и будущих поколений».






64

Охрана растительного и животного мира.

Редкие виды. Красная книга. Заповедники. Национальные парки. Заказники.




Изучить § 60. Проработать текст «Выводы к главе 4». Подготовиться к зачету.







Глава 5. Экосистемы (4 ч)

65

Экосистема.

Сообщество. Экосистема. Круговорот веществ. Пищевые связи. Цепи питания.




Изучить § 61. Выполнить задания 5, 6 в рабочей тетради.







66

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

Экологические факторы. Абиотические факторы. Свет. Температура. Влажность.

Практическая работа № 15 «Приспособления растений и животных к абиотическим факторам среды».

Изучить § 62. Отдельным учащимся подготовить сообщения «Забота о потомстве у животных», «Растения-паразиты», «Симбиоз среди растений, животных, грибов».







67

Биотические и антропогенные факторы.

Биотические факторы. Конкуренция. Паразитизм. Хищничество. Симбиоз.




Изучить § 63. Повторить § 61—62.







68

Искусственные экосистемы.

Искусственные экосистемы.




Изучить § 64. Ответить на вопросы к параграфу. Выполнить задания 1—3 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 5». Подготовиться к зачету по теме.







69

Итоговое тестирование.
















70

Обобщение курса 7 класса.















скачать файл



Смотрите также:
Расширяют знания о разнообразии живых организмов
254.67kb.
Геном в отношении видовых характеристик практически неизменен, т е. набор его элементов и их архитектура в процессе эволюции не изменились
53.81kb.
Многообразие живых организмов. Уровни организации живого Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника
389.45kb.
Мониторинг биологических объектов поселка Кушокы
127.54kb.
Что нас окружает. Живая и неживая природа, изделия человека
38.35kb.
Учебник А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш Биология. Человек. Ч. I, II. М., 2005. №
79.92kb.
Изучение характеристик экосистем
194.89kb.
Урок по биологии 6 класс Тема Царство Грибы. Общая характеристика Учитель биологии
80.71kb.
Урок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»
34.89kb.
Урок окружающего мира в 1 классе по системе Л. В. Занкова Тема: Разнообразие растений и животных
80.8kb.
Мир грибов интересен и очень разнообразен. Известно около 100 тыс видов грибов. В этих организмах сочетаются признаки как растений, так и животных
160.11kb.
Прошла осень. Осыпались «золотые» листья с деревьев. Улетели на юг последние косяки перелетных птиц. Кажется, что жизнь застыла
14.44kb.