vmest.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рябининская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена Методическим советом

Протокол №____ от «_________» 2012г.

Утверждена

Приказ № ___ от «__»____2012г.

Директор МОУ «Рябининская СОШ»

_____________/Голохвастова М.А./

ФИО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по__ИЗО ________для ___2____класса_________

Предмет, класс

Разработала Микова Людмила Николаевна

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное  развития школьника.

Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  1. формирование целостного, гармонического восприятия мира;

  2. активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  3. развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

  4. формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  5. воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность  воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя  в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:

  1. опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  2. подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

  3. проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  4. активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты обучения:

  1. целостное, гармоничное развитие мира;

  2. интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  3. умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  4. способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

  5. способность различать звуки окружающего мира;

  6. представление о том, что у каждого живого существа  свое жизненное пространство;

  7. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  8. умение доводить работу до конца;

  9. способность предвидеть результат своей деятельности;

  10. способность работать в коллективе;

  11. способность работать индивидуально и в малых группах;

  12. готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

  13. адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  1. постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

  2. принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

  3. самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  4. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  5. умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  6. умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  7. умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  8. умение проводить самостоятельные исследования;

  9. умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  10. умение находить нужную информацию в Интернете;

  11. участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

  12. умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

  13. понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

  14. умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

  15. умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  16. обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:

  1. сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

  2. умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

  3. умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  4. способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  5. умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  6. -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  7. сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

  8. активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  9. понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

  10. понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

  11. умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

  12. умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  13. умение развивать предложенную сюжетную линию;

  14. сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  15. умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  16. умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  17. умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  18. умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Содержание программы.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных  линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,

форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

  1. Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых  форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.  Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.  Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам  увиденного.

Литература.

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф,  2011.

  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.

  3. Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

  Календарно – тематическое планирование уроков технологии во 2 классе








Учебная тема

Вид работы

Характеристика деятельности учащихся

1




Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.

Учебник с. 6 - 13

Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа».

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.

Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др.

Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

2




Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.

Учебник с. 14 - 17

Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени».

Передавать наглядную перспективу,

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

3




Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

Учебник с. 18 - 25

Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя».

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

4




Что такое открытое пространство?

Учебник с. 26 - 33

Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося).

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

5




Открытое пространство и архитектура.

Учебник с. 34 - 37

Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка».

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

6




Кто создаёт архитектуру?

Учебник с. 38 - 47

Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки»

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры.

7




Какие бывают виды искусства?

Учебник с. 48 - 51

Рисование р различных техниках «Виды искусства».

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

8




Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

Учебник с. 52 - 53

Работа с разными материалами «Тростевая кукла».

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

9




Какие бывают игрушки?

Учебник с. 52 - 59

Рисование гуашью. Роспись народной игрушки.

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства.

Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования.

10




Художественно - выразитель-ные средства.

Учебник с. 60 - 61

Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес».

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Понимать и применять в работе равновесие в  композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме.

Овладевать основами декоративной композиции.

11




О чём говорят на картине цвета?

Учебник с. 62 - 71

Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

12




Учимся изображать с натуры.

Учебник с. 72 - 73

Рисование карандашами предмета с натуры.

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

13




Портрет.

Учебник с. 74 - 79

Рисование гуашью Автопортрет.

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

14




Такие разные маски.

Учебник с. 80 - 83

Работа с разными материалами «Карнавальная маска».

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

15




Графическое изображение.

Учебник с. 84 - 87

Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке».

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

16




Контраст.

Учебник с. 88 – 90

Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета»

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

17




Пятно.

Учебник с. 91

Рисование акварелью «Небо».

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

18




Тон.

Учебник с. 92 – 93

Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах».

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.  

19




Штрих.

Учебник с. 94 – 95

Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе».

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.  

20




Набросок.

Учебник с. 96 - 99

Работа с бумагой (аппликация) «На перемене».

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.

21




Придаём бумаге объём.

Учебник с. 100 – 101

Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

22




Пейзаж.

Учебник с. 102 - 105

Рисование акварелью «Пейзаж».

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

23




Работаем в смешанной тех-нике.

Учебник с. 106 - 107

Рисование акварелью «Весенний пейзаж».

Выполнять работы различными художественными мате-риалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

24




Животные в произведениях художников.

Учебник с. 108 – 115

Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,  слова, художественного движения.

25




Сюжет.

Учебник с. 116 - 121

Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные».

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явле-ниями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

26




Удивительный мир растений.

Учебник с. 122 - 123

Рисование карандашами «Букет цветов в вазе».

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

27




Человек учится у природы.

Учебник с. 124 - 125

Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города".

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.

28




Природные формы в архитек-туре.

Учебник с. 126 - 127

Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец».

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

29




Собираем коллекцию камней.

Учебник с. 128 - 133

Рисование гуашью «Украшение морского камня узором».

Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе.

Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

30




Симметрия в природе и искусстве.

Учебник с. 134 - 137

Аппликация из бумаги «Сказочный дворец».

Иметь представления о симметрии в  изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью.

Высказывать свои представления и объяснять их.

31




Орнамент.

Учебник с. 138 - 139

Работа с различными материалами «Закладка для учебника».

Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

32




Слушаем и наблюдаем ритм.

Учебник с. 140 - 143

Работа с бумагой «Воздушный змей».

Иметь представления о ритме в  изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

33




Смотри на мир широко открытыми глазами.

Учебник с. 144 – 145

Рисование гуашью «Летние зарисовки».

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.

Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. 

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве.  

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

34




Фотографируем, работаем с компьютером, ищем допол-нительную информацию.

Учебник с. 146 - 147

Выполнение коллажа из различных материалов.

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
скачать файл



Смотрите также:
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса на 2013-2014 учебный год
199.9kb.
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «История» 5 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
350.1kb.
Черных Елены Ивановны на 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
679.02kb.
2012 г. Учебный план дополнительного образования учащихся на 2012-2013 учебный год Пояснительная записка к учебному плану блока дополнительного образования нноу «сош «Олимп-Плюс» на 2012-2013 учебный год
89.37kb.
Панариной Наталии Владимировны по учебному курсу «литература» 9 «Б» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
449.5kb.
Кузьминой Марианны Григорьевны (I квалификационная категория) по «истории»» 7 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
295.89kb.
Ермаков Сергей Александрович 2013/2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
238.49kb.
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
Учебный план на 2011/2012 учебный год пояснительная записка к учебному плану моу дод дом детского творчества городского округа город Шарья Костромской области
308.02kb.
Образовательная программа Предмет: изобразительное искусство
218.44kb.