vmest.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района.

Рассмотрено: Утверждаю: экспертным советом Директор школы:

«______» __________ 200 г. _________ Лазарева М.Л.

Протокол № _____________ «______» __________ 200 г.

Приказ № ______________


Программа

элективного курса «Занимательная математика»
6 класс

Куранова Валентина Александровна,

учитель математики

г.п.п. Чистые Боры

2007 – 2008 учебный год
Пояснительная записка.
Цель данного курса – развитие математического мышления учащихся, привитие любви к математике.

Курс имеет практическую направленность, знания полученные учащимися при освоении программы курса могут в дальнейшем способствовать углубленному изучению математики.


Задачи:

- развивать понимание важности изучения математики;

- совершенствовать умение сравнивать, сопоставлять, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве;

- создавать условия для выработки у учащихся потребности в дедуктивных рассуждениях;

- развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.

На изучение всего курса отводится 11 часов.

Материал курса подбирался в соответствии с общедидактическими принципами:

- принцип коммуникативной направленности (вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию);

- принцип дифференцированного обучения;

- принцип сознательности (развитие познавательных способностей учащихся, осознанное отношение к изучению математики);

- принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная (проблемные вопросы), эмоциональная ( удовлетворение от выполняемой работы), игры;

- принцип наглядности.

Доминирующими методами и формами обучения является:

- самостоятельное добывание знаний;

- тренировка в употреблении приобретенных знаний;

- применение знаний на практике;

- парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа;

- использование игр.



Результативный аспект:

При изучении материала элективного курса планируется использование для оценивания деятельности учащихся зачет (незачет) .

Итоговое занятие планируется провести в форме игры «Брейн-ринг» с элементами занимательной математики.

К зачету ученикам планируется предложить задания по выбору:

1. Составить задачи с элементами занимательной математики (или подобрать из дополнительной литературы)

2. Составить ребусы с элементами занимательной математики (или подобрать из дополнительной литературы)

3. Составить загадки, шарады с элементами занимательной математики (или подобрать из дополнительной литературы)

4. Составить кроссворд с элементами занимательной математики.

Учебно-тематический план.


Тема

Количество часов

1. Составление выражений

1

2. Арифметическая смесь

1

3. Числовые головоломки

1

4. Числовые ребусы

1

5. Числовые множества

1

6. Переливания и взвешивания

1

7. В худшем случае

1

8. Разные задачи

1

9. Логические задачи

1

10. Задачи – шутки и прочее

1

11. Игра «Брейн-ринг»

1

Содержание:



Тема 1. Составление выражений.

На первом занятии учащимся сообщается цель и значение данного курса.

На этом занятии учащиеся знакомятся с некоторыми алгебраическими записями, в которых им предлагается заменить звездочки знаками действий или расставить скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно определенному числу.
Тема 2. Арифметическая смесь.

На данном занятии учащиеся учатся представлять числа разными способами. Например, в виде суммы четырех нечетных чисел или в виде суммы двух четных чисел и т.д.


Тема 3. Числовые головоломки.

Данное занятие нацелено на знакомство учащихся с задачами, содержащими числовые головоломки.


Тема 4. Числовые ребусы.

На этом занятии учащиеся знакомятся с задачами в записях, которых некоторые цифры заменены одинаковыми знаками.


Тема 5. В стране удивительных чисел.

На данном занятии учащиеся побывают в стране удивительных чисел и попытаются ответить на ряд вопросов. Делится ли данное число на 9? Может ли сумма четырех последовательных натуральных чисел быть простым числом? И т.д.


Тема 6. Переливания и взвешивания.

На этом занятии учащиеся знакомятся с задачами на переливание и взвешивания.


Тема 7. В худшем случае.

На этом занятии учащиеся знакомятся с задачами, где требуется доказать какое-либо утверждение.


Тема 8. Разные задачи.

На этом занятии учащиеся знакомятся с текстовыми задачами, содержащими целые неизвестные.


Тема 9. Логические задачи.

На этом занятии учащиеся знакомятся с логическими задачами с применением табличной формы записи.


Тема 10. Задачи – шутки.

На этом занятии учащиеся знакомятся с задачами, правильное решение которых чаще всего не требуется никаких дополнительных знаний – главное внимательно читать условие задач и попробовать миновать расставленные ловушки.


Тема 11. «Брейн-ринг»

Итоговое занятие проводится с учащимися в форме игры «Брейн-ринг» с элементами занимательной математики.

Методические рекомендации.
Для успешной реализации программы данного курса используется деятельностный метод.

Необходимо продумывать занятия так, чтобы как можно чаще использовать игровые ситуации, наглядность, раздаточный материал.

Для эффективности применения методов используются:

- организующая и направляющая роль учителя (привитие навыков и умений, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля в ходе работы)

- обучающая (комментарии, разъяснение, формирование необходимых качеств личности)

- контролирующая (анализ, коррекция)

Список литературы:
1. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. Математика.

Задачи на смекалку 5-6 кл. М., 1995.

2. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 кл. М., 1986

3. Б.А. Кардемский, А.А.Ахадов



Удивительный мир чисел. М., 1986
скачать файл



Смотрите также:
Развитие математического мышления учащихся, привитие любви к математике
55.16kb.
Внеклассное мероприятие «Счастливый случай в математике», 5 класс
72.48kb.
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников»
89.11kb.
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
30.65kb.
Программа вечера стихотворения о математике. Доклады о науке «математика»: Доклад Доклад 11
160.3kb.
Путешествие по океану Наук для учащихся 8-11 классов
147.1kb.
Дипломная работа «Формирование комбинаторно-логического мышления у учащихся 9 класса»
720.04kb.
Развитие и социализация учащихся через внеклассную работу по математике
38.05kb.
Развитие креативного мышления учащихся в условиях удалённости от образовательных центров
29.62kb.
Цель: развитие творческой инициативы; воспитание любви к Родине, природе Родины
51.2kb.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны Тип урока
135.2kb.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей ре­альности
405.23kb.