vmest.ru страница 1
скачать файл

Щукин М.Б. Готский путь.
Гончарная керамика и «кельтский ренессанс».

Одним из наибо­лее эффектных элементов, нивелирующих все памятники Черняховской куль­туры, является специфическая серая гончарная керамика, поражающая высо­ким качеством изготовления, разнообразием форм и изяществом пропорций мисок, кувшинов, трехручных ваз и кубков.

Это, безусловно, изделия мастеров высочайшей квалификации, достигаю­щих подчас совершенства, создание ими шедевров прикладного искусства — это, безусловно, проявление «высоких технологий» того времени. Подобного набора форм мы не найдем для этого периода ни у мастеров-гончаров антично­сти, ни в Барбарикуме Европы.

Хотя, казалось бы, в непосредственной близости от западных границ Черня­ховской культуры тоже производилась гончарная керамика и открыты центры ее изготовления — Тропишев (Reyman 1936), Иголомя и Зофиеполе (Gajewski 1959; Buratynski 1976; Dobrzanska 1990) в Южной Польше, Блажицы в Слова­кии (Lamiova-Schmiedlova 1969), Берегшурань-Берегово на венгерско-украин­ской границе (Csallani et al. 1967), но производилась здесь посуда несколько иных форм, а главное — даже на близлежащих поселениях и могильниках про­цент гончарной посуды сравнительно невелик и заметно уступает количеству кружальной керамики Черняховских памятников, некоторые из них дают по­чти исключительно гончарную посуду.




1. Карта распространения памятников Черняховской культуры (по О. А. Гей).
Отчетливо видна зона пустоты в самой безлесной степной полосе, которая могла бы служить зоной, отделяющей лесных готов-тервингов от степных готов-гревтунгов

Подобная картина наблюдается и западнее, где в районах, примыкающих к лимесу, имеется и гончарная посуда, и горны для ее обжига, но в целом процент лепной посуды по всей Свободной Германии остается преобладающим. Носите­ли же Черняховской культуры эту «высокую технологию» явно востребовали.

Исследователей давно уже мучает вопрос: где Черняховские гончары научи­лись этой технике, откуда взяли они прототипы этих форм? Наиболее простая версия о заимствовании этих форм и техники в античных городах — Ольвии, Тире или во Фракии — при ближайшем рассмо­трении провалилась. Целый ряд форм Черняховской посуды — миски с плас­тическими валиками по тулову, яйцевидные горшки с выделенной валиком или уступом горловиной — до удивления напоминает кельтскую, серую лощеную, керамику. Горны с центральной стенкой в топочной камере тоже имеют кельтское происхождение, а горны с центральным столбом — кельтско-провинциально-римское.






2. Географическое положение памятников Черняховской культуры (по О. А. Гей, с поправками автора). По отношению к оригиналу она несколько развернута к северо-западу, что больше соответствует реальному географическому широтно-меридиональному расположению. Тогда более понятно соотношение: тервинги — визиготы — вестготы и гревтунги — остроготы — остготы (подроб­нее см.: Shchukin 1994а): • — пункты, обозначенные О. А. Гей; О — вельбаркские памятники;О — Черняховские памятники с вельбаркскими элементами;---------границы лесостепи и степи;= — «трояновы» валы; www — границы киевской культуры
Примеров можно привести много, они обобщены А. А. Бобринским (1991). Можно говорить о своеобразном кельтском ренессансе, затронувшем не только гончарное производство, но и некоторые другие сферы мате­риальной, а возможно, и духовной культуры населения древней Европы (Щу­кин 1973).

Когда в начале 70-х гг. на конференции в Ужгороде я высказал эту мысль киевскому археологу Василию Ивановичу Бидзиле, а он только что издал кни­гу о кельтских находках в Закарпатье (городище Галиш-Ловачка и др.) (Бщзшя 1971) и считался основным экспертом в Восточной Европе по кельтам, то Ва­силий Иванович не без некоей иронии задал мне вопрос: «Марк, а почему ты до сих пор не академик?» Я тогда только-только закончил университет, в акаде­мики отнюдь не стремился, как и ныне, но идея кельтского ренессанса мне и до сих пор кажется не лишенной смысла.

Однако кельты как таковые в континентальной Европе ко времени начала формирования Черняховской культуры действительно не существовали: Гал­лия была завоевана Цезарем в 58-52 гг. до н. э., Реция, Норик и Паннония были оккупированы римлянами в 15-9 гг. до н. э. Шел процесс романизации. Одно­временно кельтские земли за Рейном и к северу от Верхнего и Среднего Дуная были заняты германцами, — шел процесс германизации, хотя сами германцы, или, точнее сказать, «протогерманцы» для рубежа эр, находились под сильным воздействием кельтской цивилизации. «Кельтская культурная вуаль» была на­кинута во II—I вв. до н. э. на все население от Среднего Дуная до Южной Скандинавии и до носителей зарубинецкой культуры в Поднепровье (Shchukin 1989; Щукин 1994; Еременко 1997).

Но население бывших кельтских земель Верхнего и Среднего Подунавья, а также Порейнья, по всей вероятности, в той или иной степени сохраняло свои традиции, а эдикт Каракаллы 212 г. должен был способствовать оживлению деятельности кельто-римских ремесленников-провинциалов. Поэтому поиски истоков Черняховского гончарства О. В. Шаровым и И. А. Бажаном именно в этом направлении не лишены смысла (Шаров 1992; Sarov 1995; Шаров, Бажан 1999).



Уникальная находка лимесной керамики в конструкции одного из горнов Лепесовки (Tikhanova et al. 1999) лишь подтверждает справедливость выбора этого пути, хотя впереди еще предстоит большая работа по его конкретизации и проверке.

Между прочим о контактах носителей Черняховской культуры с обитателя­ми прилимесных провинций Империи могут свидетельствовать и нередкие находки жерновов. Как подметил Р. С. Минасян, Черняховские жернова полно­стью воспроизводят форму и конструкцию именно солдатских походных жер­новов римской армии, хорошо известных в лагерях лимеса (Минасян 1978). Центр производства таких жерновов нашел и исследовал П. И. Хавлюк у с. Лу­гового Винницкой области (Хавлюк 1980), здесь же выявлены и следы разра­ботки вулканического туфа, породы редкой на Украине, но для жерновов опти­мальной. Исследователь не без оснований полагает, что в работах принимали участие мастера-каменотесы, выходцы из римских провинций.
скачать файл



Смотрите также:
Щукин М. Б. Готский путь. Гончарная керамика и «кельтский ренессанс»
39.91kb.
Субъект выдвижения
314.06kb.
I. о технологии производства и внешнем оформлении чернолаковой керамики: базовые критерии анализа с
177.62kb.
В 1990 х гг., по мнению отечественных исследователей, в России начинается «возрождение» ислама, или «мусульманский ренессанс»
83.38kb.
Председатель: Щукин Г. Г. – д ф. м н., профессор, вка, С. Петербург; Сопредседатель
99.52kb.
«Бесстыковой путь. Как эффективнее содержать бесстыковой путь»
8.38kb.
«Школа»: «Чему учат в школе», «Школьная пора», «Мы – третьеклассники»…
20.83kb.
Зло обратилось в навык, также замещение одних страстей другими
129.47kb.
Столица Чешской республики, принадлежит в последнее время к числу наиболее посещаемых городов Европы. Развитие европейской архитектуры в Праге оставило прекрасные образцы всех стилей и направлений
32.84kb.
Диксон Гордон Путь дельфина
234.94kb.
Текст "Датта даршанам". Истории о Даттатрейи. Постепенный путь и путь Лайя-йоги
61.67kb.
2 как написано у пророков: вот, я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
401.75kb.