vmest.ru страница 1
скачать файл



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт прикладной информатики, математики и физики
Кафедра информатики и информационных технологий обучения

Утверждено на заседании кафедры

информатики и ИТО

Протокол ___ от ”___”__________ 2013

Зав. кафедрой___________________

(Бельченко В.Е.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине



С3.Б.7 РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Специальность 080801 "Прикладная информатика в экономике"

со специализацией "Информационные технологии

в бухгалтерском учете и аудите"

(заочная форма обучения)


Форма отчетности: зачет 3семестр

4 семестр экзамен

Программа составлена

Доц. Давиденко А.Н.


2013 год
АННОТАЦИЯ

Спецкурс «РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» нацелен на формирование у будущих учителей информатики умения реализовать, в первую очередь, педагогический потенциал компьютера.

В данном курсе изучаются такие разделы как: Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ. Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры. Организация проектирования программного обеспечения (ПО); этапы процесса проектирования.

Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения. Основные направления интеллектуализации ПО.

Стандартизация и метрология в разработке программного обеспечения. Стандартизация информационных технологий; действующие стандарты и проблемы программных интерфейсов. Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения. Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения. Оценка эффективности программных средств. Сертификация программного обеспечения. Понятие рынка программных средств

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бурный прогресс в области разработки программного обеспечения за последние два десятилетия привел к тому, что на мировом рынке сформировался новый сектор – сектор программных продуктов.



Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала, как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

В результате изучения дисциплины студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”:


  • иметь представление об этапах создания программного продукта в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 12207: 1995;

  • владеть методами и технологиями проектирования программного обеспечения;

  • владеть навыками структурного подхода при проектировании программного обеспечения;

  • знать основные методы документирования программного обеспечения;

  • знать стандарты и ГОСТы на проектирование, оформление проектной документации;

  • знать о требованиях по сертификации программных продуктов, приводить программные продукты к требованиям действующих стандартов;

  • создавать интерфейсы для информационных систем, использующие стандарты.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы с изучение методики применения стандартов (международных и национальных) и получение навыков при разработке программных средств (ПС). Определить целесообразность создания и рациональность затрат на проектирование ПС. Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Порядок его проведения и выносимые вопросы сообщаются студентам заблаговременно, в соответствии с требованиями нормативных документов и деканата факультета.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

Задачи курса. Разработка процессов жизненного цикла (ЖЦ) ПС по принципу структурной стандартизации ЖЦ в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Создание программной документации ПС в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:2000. Использование современных методологий для обеспечения качества и надежности сложных ПС. Техника тестирования ПС.

Данный курс базируется на знаниях дисциплин: «Информатика», «БД», «ИТ», «Программирование».

Теоретические основы курса излагаются в лекциях, методических указаниях. Практические навыки приобретаются на лабораторных занятиях и закрепляются при самостоятельной работе студентов.

Знания, приобретенные в данном курсе, будут использованы студентами при дипломном проектировании.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование разделов и тем

Всего часов

В т. ч. аудиторных, час

Смост. работа







Всего аудит.

Из них







Лекции

Лабораторные







1

2

3

4

5

6

7







1

Тема 1.

20

8

4

4

12

Разработка программного обеспечения

2

Тема 1.1.

10

4

2

2

6

Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.

3

Тема 1.2.

10

4

2

2

6

Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.

4

Тема 2.

52

14

10

4

38

Проектирование программного обеспечения.

5

Тема 2.1

10

4

2

2

6

Конструирования пакетов программ сложной структуры

6

Тема 2.2.

10

4

2

2

6

Организация проектирования программного обеспечения (ПО);

7

Тема 2.3.

8

2

2

0

6

Этапы процесса проектирования.

8

Тема 2.4

12

2

2

0

10

Типы проектирования программного обеспечения.

9

Тема 2.5.

12

2

2

0

10

Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения.

10

Тема 3.

64

6

6

0

58

Стандартизация и метрология в разработке программного обеспечения.

11

Тема 3.1

30

2

2

0

28

Стандартизация информационных технологий.

12

Тема 3.2

14

2

2

0

12

Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

13

Тема 3.3

20

2

2

0

18

Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения.




Всего по дисциплине

136

28

20

8

108




























3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



3.1. Краткое содержание лекций.
Лекция №1. Раздел № 1.1. Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.

Содержание:



  1. Типы прикладных программ.

  2. Управление прикладными программами.

  3. Примеры прикладных программ с высокой степенью автоматизации управления.

Лекция №2. Раздел № 1.2. Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.

Содержание:


  1. Состав систем программирования.

  2. Методы проектирования программ сложной структуры.

  3. График работ при создании сложных работ.

Лекция №3. Раздел № 2.1. Конструирования пакетов программ сложной структуры

Содержание:



  1. Определение пакета программ.

  2. Организация работ по конструированию.

  3. Сроки и состав разработчиков программ сложной структуры.

Лекция №4. Раздел № 2.2: Организация проектирования программного обеспечения (ПО)

Содержание:


  1. Базовый стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Модели жизненного цикла ПС.

  2. Основные процессы жизненного цикла ПС.

  3. Организационные процессы жизненного цикла ПС.

Лекция №5. Раздел № 2.3 Этапы процесса проектирования.

Содержание:


  1. Этапы проектирования.

  2. Базовый стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.

  3. Модели жизненного цикла ПС.

Лекция №6. Раздел № 2.4 Типы проектирования программного обеспечения

Содержание:


  1. Типы проектирования

  2. Требования к структуре модуля и взаимодействию модулей между собой.

  3. Модульный принцип построения и проектирования ПО.

Лекция №7. Раздел № 2.5 Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения.

Содержание:


  1. Понятие экспертной системы.

  2. Структура экспертной системы.

  3. Языки программирования используемые для проектирования экспертных систем.

Лекция №8. Раздел № 3.1 Стандартизация информационных технологий.

Содержание:


  1. Стандарты документирования ПС

  2. Единая система программной документации (ЕСПД)

  3. Стандарты документирования ПС.

Лекция №9. Раздел № 3.2 Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

Содержание:


  1. Международные стандарты ISO

  2. Качество ПО

  3. Требования к проектируемому ПО.

Лекция №10. Раздел № 3.3 Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения.

Содержание:


  1. Надежность по ISO

  2. Показатели качества ПО

  3. Другие критерии ПО (дружелюбность, переносимость, простота).



3.2. Краткое содержание лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. (раздел 1.1). Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.
Цель работы: Изучение прикладных программ, а также систем и сред программирования.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №1




  1. В каталоге «Технология_Программирования» создайте свой каталог.

  2. Составьте спецификацию для задачи в соответствии с вариантом.

Откройте документ «Форма_Пост_Задачи.Doc» и заполните предложенные формы. Результирующий документ запишите в свой каталог.

  1. Постройте функциональную диаграмму и диаграмму потоков данных для задачи в соответствии с вариантом.

Результат поместите в документ «Форма_Пост_Задачи.Doc». Сохраните результат в своем каталоге.
Выполнить практическую работу №1

Разработать программный комплекс по примерному варианту:

Разработать программный комплекс, который представляет собой подсистему, обслуживающую учебную часть Вуза. Программная подсистема позволяет получать информацию по проведению занятий на первом курсе факультета N: выдает названия предметов, которые ведет преподаватель с фамилией Fam; определяет количество занятий в неделю по каждому из предметов; выводит названия предметов, занятия по которым проводятся в заданный день (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота).

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Создание программ на Delphi и Pascal.

  3. Отладка сложных программ.

  4. Тестирование ПО.

  5. Трансляция программы.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить свой вариант и оформить работу в тетради и в электронном виде.



Лабораторная работа № 2. (раздел 1.1). Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.
Цель работы: Научиться работать над проектом в коллективе разработчиков. Научиться применять модульный подход к проектированию и программированию при разработке ПО сложной структуры.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №3


  1. Организуйтесь в бригады разработчиков в соответствии с полученным на первой лабораторной работе задании. Разработка учебной программы потребует бригады в размере 3 … 5 человек.

  2. Выберите тип коллективной разработки и распределите роли в бригаде.

  3. Обсудите свои предыдущие работы и придите к общему подходу при разработке программы. Обратите внимание на декомпозицию проекта и на составленное описание структур данных. Пусть руководитель проекта примет решение о том, чья работа ляжет в основу дальнейшей разработки. Если требуется, откорректируйте файл «Форма_Пост_Задачи.doc» и запишите его в каталог бригады, предварительно созданный на диске.

  4. Проведите совместно второй этап декомпозиции. Определите модули второго, третьего и т.д. уровней. Четко сформулируйте интерфейсы модулей (входные и выходные данные, способ передачи информации, глобальные переменные).

Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить модульный подход к разработке сложных программ.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Лабораторная работа № 3. (раздел 2.1). Конструирования пакетов программ сложной структуры.
Цель работы: Научиться работать над проектом в коллективе разработчиков. Научиться конструировать пакеты программ сложной структуры.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №3


  1. Определитесь со стилем программирования.

  2. Составьте план работы. Распределите между собой работу по алгоритмизации и программированию модулей программы. Выберите способ подключения модулей к программе.

  3. Составьте схемы алгоритмов и программы, реализующие функции модулей.

  4. Организуйте тестирование модулей, подключая их последовательно к управляющей программе.

  5. Составьте спецификацию модулей в соответствии с документом «Спецификация_Модуля.Htm».

  6. Схемы, программы и спецификации запишите в каталог бригады.

.
Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.



Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить конструирование пакетов программ сложной структуры.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Лабораторная работа № 4. (раздел 2.2). Организация проектирования программного обеспечения (ПО);.
Цель работы: Изучить на практическом примере процесс кодирования при нисходящей разработке ПО.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №2


  1. На основании составленной на лабораторной работе №1 спецификации к разработке программного комплекса, функциональной диаграмме и диаграмме потока данных составьте описание структур данных и программу на Турбо Паскале, реализующую обращение к подчиненном модулям.

В соответствии с принятым стилем в программах необходимо:

  • использовать вводные и пояснительные комментарии;

  • делать пропуск строк для разделения групп логически связанных операторов;

  • делать пробелы для улучшения читаемости программы;

  • для переменных задавать имена «со смыслом»;

  • при размещении делать одинаковые отступы в строке для связанных операторов.

  1. Проверьте работоспособность программы. Программу поместите в свой каталог.

.
Выполнить практическую работу №2

Выполнить работу в соответствии с требованиями:


Содержание работы:


  1. Проработать лекционный материала на практике.

  2. изучить правила стандартизации стиля программирования;

  3. ознакомиться с методикой кодирования и тестирования сверху вниз.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.



4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Рекомендации для подготовки к лабораторным работам

Рекомендации к самостоятельной работе:
Рекомендации к ЛР №1
Изучить материалы работы №1


  1. В каталоге «Технология_Программирования» создайте свой каталог.

  2. Составьте спецификацию для задачи в соответствии с вариантом.

Откройте документ «Форма_Пост_Задачи.Doc» и заполните предложенные формы. Результирующий документ запишите в свой каталог.

  1. Постройте функциональную диаграмму и диаграмму потоков данных для задачи в соответствии с вариантом.

Результат поместите в документ «Форма_Пост_Задачи.Doc». Сохраните результат в своем каталоге.
Выполнить практическую работу №1

Разработать программный комплекс по примерному варианту:

Разработать программный комплекс, который представляет собой подсистему, обслуживающую учебную часть Вуза. Программная подсистема позволяет получать информацию по проведению занятий на первом курсе факультета N: выдает названия предметов, которые ведет преподаватель с фамилией Fam; определяет количество занятий в неделю по каждому из предметов; выводит названия предметов, занятия по которым проводятся в заданный день (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота).

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Создание программ на Delphi и Pascal.

  3. Отладка сложных программ.

  4. Тестирование ПО.

  5. Трансляция программы.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить свой вариант и оформить работу в тетради и в электронном виде.

Трудоемкость – 6 часа
Рекомендации к ЛР №2
Изучить материалы работы №3


  1. Организуйтесь в бригады разработчиков в соответствии с полученным на первой лабораторной работе задании. Разработка учебной программы потребует бригады в размере 3 … 5 человек.

  2. Выберите тип коллективной разработки и распределите роли в бригаде.

  3. Обсудите свои предыдущие работы и придите к общему подходу при разработке программы. Обратите внимание на декомпозицию проекта и на составленное описание структур данных. Пусть руководитель проекта примет решение о том, чья работа ляжет в основу дальнейшей разработки. Если требуется, откорректируйте файл «Форма_Пост_Задачи.doc» и запишите его в каталог бригады, предварительно созданный на диске.

  4. Проведите совместно второй этап декомпозиции. Определите модули второго, третьего и т.д. уровней. Четко сформулируйте интерфейсы модулей (входные и выходные данные, способ передачи информации, глобальные переменные).

Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить модульный подход к разработке сложных программ.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.

Трудоемкость – 6 часа
Рекомендации к ЛР №3
Изучить материалы работы №3


  1. Определитесь со стилем программирования.

  2. Составьте план работы. Распределите между собой работу по алгоритмизации и программированию модулей программы. Выберите способ подключения модулей к программе.

  3. Составьте схемы алгоритмов и программы, реализующие функции модулей.

  4. Организуйте тестирование модулей, подключая их последовательно к управляющей программе.

  5. Составьте спецификацию модулей в соответствии с документом «Спецификация_Модуля.Htm».

  6. Схемы, программы и спецификации запишите в каталог бригады.

.
Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.



Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить конструирование пакетов программ сложной структуры.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Трудоемкость – 6 часа
Рекомендации к ЛР №4
Изучить материалы работы №2


  1. На основании составленной на лабораторной работе №1 спецификации к разработке программного комплекса, функциональной диаграмме и диаграмме потока данных составьте описание структур данных и программу на Турбо Паскале, реализующую обращение к подчиненном модулям.

В соответствии с принятым стилем в программах необходимо:

  • использовать вводные и пояснительные комментарии;

  • делать пропуск строк для разделения групп логически связанных операторов;

  • делать пробелы для улучшения читаемости программы;

  • для переменных задавать имена «со смыслом»;

  • при размещении делать одинаковые отступы в строке для связанных операторов.

  1. Проверьте работоспособность программы. Программу поместите в свой каталог.

.
Выполнить практическую работу №2

Выполнить работу в соответствии с требованиями:


Содержание работы:


  1. Проработать лекционный материала на практике.

  2. изучить правила стандартизации стиля программирования;

  3. ознакомиться с методикой кодирования и тестирования сверху вниз.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Трудоемкость – 6 часа


4.2. Рекомендации для изучения разделов курса самостоятельно.

Раздел № 2.3 Этапы процесса проектирования.

Изучить литературу:

[1] – стр. 12-16

[5] – стр. 1-20

[13] – стр. 7- 32

[15] – стр. 4-14

Трудоемкость – 6 час.


Раздел № 2.4 Типы проектирования программного обеспечения

Изучить литературу:

[15] – стр. 12-20

[16] – стр. 15-20

[2] – стр. 7- 32

[17] – стр. 4-12

Трудоемкость – 10 час.
Раздел № 2.5 Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения

Изучить литературу:

[2] – стр. 12-16

[6] – стр. 1-20

[12] – стр. 7- 32

[17] – стр. 4-12

Трудоемкость – 10 час.

Лекция №8. Раздел № 3.1 Стандартизация информационных технологий; действующие стандарты и проблемы программных интерфейсов.

Изучить литературу:

[2] – стр. 12-16

[6] – стр. 1-20

[12] – стр. 7- 32

[17] – стр. 4-12

Трудоемкость – 28 час.


Лекция №9. Раздел № 3.2 Оценка эффективности программных средств.

Изучить литературу:

[2] – стр. 12-35

[5] – стр. 41-47

[12] – стр. 7- 32

[14] – стр. 4-12

Трудоемкость – 12 час.
Лекция №10. Раздел № 3.3 Действующие стандарты ISO.

Изучить литературу:

[3] – стр. 12-19

[9] – стр. 1-20

[8] – стр. 7- 26

Трудоемкость – 18 час.



4.3. Список электронных ресурсов, рекомендуемых к самостоятельному изучению


  1. ISO 12207: 1995. (ГОСТ Р-1999). ИТ. Процессы жизненного цикла программных средств. *

  2. ISO 15271: 1998. (ГОСТ Р-2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207.

  3. ISO 16326: 1999. (ГОСТ Р-2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207 при административном управлении проектами.

  4. ISO 15504-1-9: 1998 : Агапова А.С. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств. Изд. «Книга и бизнес», 2001

  5. ISO 9126: 1991. (ГОСТ-1993). ИТ. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению*

  6. ISO 12119: 1994. (ГОСТ Р-2000). ИТ. Требования к качеству и тестирование. *

  7. ISO 13210: 1994. ИТ. Методы тестирования для измерения соответствия стандартам POSIX. *

  8. Microsoft Corporation «принципы проектирования  и разработки программного обеспечения.Учебный курс MCSD/Пер.с англ.- 2-е изд.Москва «Русская Редакция »2002.

  9. 2.В.

  10. С.А.Орлов «Технологии разработки программного обеспечения» Питер 2003

  11. В.Б.Уткин, К.В. Балдин «Информационные системы и технологии в экономике»,Москва 2003

  12. Перминов О.Н.. Программирование на языке Паскаль. М. Радио, 1988.

  13. Алкок Д. Язык Паскаль в иллюстрациях. Изд-во Мир,1991.

  14. Пульщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. Наука, 1989.

  15. Боэм В., Браун Д. Характеристика качества программного обеспечения - М.: Мир, 1981.

  16. Липаев В.В. Качество программного обеспечения - М.: Финансы и статистика, 1983.

  17. Майерс Г. Надежность программного обеспечения - М.: Мир, 1980.

  18. Гласе Р. Руководство по надежному программированию - М.: Финансы и статистика, 1982.


Для подготовки к лабораторным работам, рекомендуется использовать сборник заданий Учебно-методическое пособие «Лабораторные работы по курсу «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»


5. Вопросы к экзамену
5.1 Требования к зачету (3сем)

К зачету необходимо выполнить практические работы №1-№7 и защитить их преподавателю

Для самостоятельной работы необходимо выполнить следующие работы:
Лабораторная работа № 1.. Технические, программные и криптографические средства защиты ПО.
Цель работы: Знакомство с криптографическими методами защиты информации.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №13

Составить на языке TURBO PASCAL программу решения задачи в соответствии с примерным вариантом:

Зашифровать сообщение "Разновидностью искажения является модель типа троянский конь" методом простой замены.


Выполнить практическую работу №13

  1. Запустите программу crpt1.exe.

  2. Выполните предложенные задания.

  3. Покажите результаты преподавателю.


Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике;

  2. Научиться зашифровывать и расшифровывать сообщение, используя шифрование заменой (подстановка).

  3. опыт работы с криптографическими системами.

Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.



Лабораторная работа № 2-3. Проблемы программных интерфейсов..
Цель работы: Изучить процесс проектирования и программирования приложения с MDI–интерфейсом. Изучить процесс проектирования и программирования приложения с SDI–интерфейсом.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №7,8

Составить на языке TURBO PASCAL программу решения задачи в соответствии с примерным вариантом:

Разработайте приложение, представляющее собой простейший редактор. В программе предусмотрите возможности: загрузить текстовый файл, записать текст на диск, изменять начертание и цвет шрифта (MDI–интерфейсом.).

.

В среде Delphi разработано приложение в стиле SDI. Создана программа для работы с базой данных — телефонным справочником, сформированным в виде файла записей. В каждой записи определены поля: фамилия и имя (строки длиной по 20 символов каждая), адрес и номер телефона (строки длиной 100 и 15 символов соответственно).



В программе реализованы следующие операции: считывание данных из файла, запись данных в файл, навигация по базе, поиск записи в списке.

  1. Доработайте приложение. Внесите исправления в форму «О программе»: укажите свою фамилию и группу, измените картинку.

  2. В момент выхода из программы обеспечьте появления окна для сохранения файла телефонного справочника в случае, если в нем были сделаны изменения.

  3. Добавьте контекстное меню, в которое включите все пункты меню и активных кнопок Вашего приложения.

  4. Допишите программу в соответствии с заданием Вашего варианта. Отладку программы можно продолжить на следующем занятии.

Снабдите приложение панелями инструментов с механизмом Drag&Dock.
Выполнить практическую работу №7,8

Создайте приложение в стиле MDI в соответствии с вариантом.

Для того чтобы дочернее окно имело размерные кнопки, в родительском окно должно присутствовать главное меню.
Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике;

  2. Изучение особенностей MDI и SDI–стилей приложений;

  3. Закрепление навыков работы в среде RAD Delphi;

  4. Изучение способа создания MDI–приложения.

  5. закрепление навыков работы в среде RAD Delphi;

  6. умение связывать воздействия пользователя с реакциями на них с помощью компонента TActionList;

  7. умение организовать интерфейс Drag&Dock.

Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.



Лабораторная работа № 4.. Сертификация программного обеспечения и создание дистрибутива приложения.
Цель работы: Познакомиться с приложением InstallShield.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №11





  1. Создайте новый инсталляционный проект — Create a new project. Определите язык, используемый в инсталляционном проекте. Определите местонахождение Вашего инсталляционного проекта в окне Project Name and Location — нажмите кнопку Browse, найдите Ваш каталог «Инсталляционный проект» и запишите проект под именем Telefon.ism. Нажмите на кнопку Create.

  2. Задайте общие настройки инсталляционного пакета. В подгруппе настроек General Information заполните список, расположенный справа. Введите:

    1. имя автора,

    2. комментарий,

    3. название программы (Product Name),

    4. пиктограмму приложения (по желанию),

    5. версию,

    6. обязательно определите строку INSTALLDIR, в которой определяется каталог для установки Вашего приложения (укажите специально созданный для этого каталог «Установка»),

    7. имя компании разработчика,

    8. контактные адреса и телефоны,

    9. увеличьте размер шрифта.

В строке Product Name Вы должны записать имя Вашего приложения, под которым оно будет известно системе и пользователям.

Раздел Features оставьте без изменения, так как этот раздел определяет несколько вариантов установки. Вы будете выполнять типовую установку без вариантов


Выполнить практическую работу №11

Создайте дистрибутив данного приложения.


Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике;

  2. Проработка основных этапов процесса создания инсталляционной копии;

  3. Создание инсталляционной версии учебной программы умение организовать интерфейс Drag&Dock.

Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.



5.2 Вопросы к экзамену (4сем)

(Экзаменационный билет состоит из двух вопросов и задачи)

1.Основные требования к разработке ПС. Понятия стандарта и стандартизации.

2.Жизненный цикл ПС. Модели ЖЦ.

3.Основные, вспомогательные и организационные процессы ЖЦ.

4.Схема классификации стандартов в области ИТ.

5.Международные организации, разрабатывающие стандарты. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.

6.Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов.

7.Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р). Дать полную характеристику каждому из них.

8.Основные понятия и показатели надежности ПС.

9.Методы обеспечения надежности ПС.

10.Схема характеристик качества ПС.

11.Модели анализа надежности ПС.

12.Статистические модели надежности. Простая интуитивная модель. Сложная модель.

14.Тестирование ПС. Виды тестирования. Протокол и отчет о тестировании.

15.Принципы тестирования ПО. Стратегии тестирования «черного ящика» и «белого ящика».

16.Стандарты комплекса ГОСТ 34. Стадии и этапы создания АС.

Защита авторских прав. Лицензирование программного изделия.

27.Схема процессов Жизненного цикла

28. Защита авторских прав. Лицензирование программного изделия.

29. Закон об авторском праве и смежных правах.

30. Сертификация программного обеспечения.

31. Технические, программные и криптографические средства защиты ПО.

32. Виды лецензионных соглашений.

33. Поставка программных средств на производство.

34.Прикладные программы с высокой степенью автоматизации. Адаптируемость пакетов программ.

35.Проектирование программ сложной структуры.

36.SDI и MDI интерфейсы.

37.Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.

38.Организация проектирования программного обеспечения (ПО); этапы процесса проектирования.

39.Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения.

40.Основные направления интеллектуализации ПО.

41.Методы и средства проектирования пользовательского и программного интерфейсов.

42. Работа с формами Delphi.

43.Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

44. Закон об авторском праве и смежных правах

45.Методы обеспечения надежности функционирования программных средств. Модели надежности программного обеспечения (аналитические и эмпирические).

46.Сопровождение: исправление ошибок, внесение дополнительной функциональности, повышение эффективности.

47.Документация и ее роль в обеспечении качества. Документация пользователя.

48.Сертификация программного обеспечения. Назначение и цель сертификации. Система сертификации.

49.Понятие рынка программных средств.



50.Тестирование ПС. Пошаговое тестирование. Восходящее и нисходящее тестирование. Комплексное тестирование, отчет о тестировании.
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1. Литература основная



  1. Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы [Электронный ресурс]/ Кауфман В.Ш.— Электрон. текстовые данные.— М.: ДМК Пресс, 2010.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6932.— ЭБС «IPRbooks»

  2. Биллиг В.A. Основы объектного программирования на С# (C# 3.0, Visual Studio 2008) [Электронный ресурс]/ Биллиг В.A.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2010.— 582 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16092.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Альфред, Ахо, Джон Хопкрофт, Джеффри Ульман Структуры данных и алгоритмы. –М.: Вильямс, 2009. – 400 с.


6.2. Литература дополнительная


  1. Информатика. Базовый курс // Под ред. С.В. Симоновича, СПб., 2000.

  2. Компьютерные технологии обработки информации./Под. ред. С.В. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 1995.

  3. Котов С.Л. Нормирование жизненного цикла программной продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  4. Липаев В.В. Надежность программных средств – М: СИНТЕГ, 1998.

  5. Липаев В.В. Документирование и управление конфигурацией программных средств – М: СИНТЕГ, 1998.

  6. Липаев В.В. Системное проектирование сложных программных систем – М: СИНТЕГ, 1998.

  7. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов – М: Диалог МИФИ, 2002.

  8. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: Разработка сложных программных систем: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. Подготовки акалавров и магистров «Информатика и выч.техника». – СПб.: Питер, 2002.

  9. Пальчун Б.П., Юсупов Р.М. Оценка надежности программного обеспечения. – СПб.:Наука, 1994.

  10. Фридмана А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем – М: Финансы и статистика, 2000.

 


скачать файл



Смотрите также:
Спецкурс «разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» нацелен на формирование у будущих учителей информатики умения реализовать, в первую очередь, педагогический потенциал компьютера
299.63kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " основы микроэлектроники" для специальности
316.63kb.
Управление проектами совершенствования внутриорганизационного документооборота на основе новых информационных технологий
24.85kb.
С 1985 по 2002 год являлся руководителем мо учителей информатики г. Сельцо. Лебель Н. Н. постоянно работает над повышением профессионального уровня учителей информатики города
71.61kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
154.35kb.
Эссе 4 Общая характеристика и классификация программного обеспечения и базовых технологий управления информационными ресурсами Под программным обеспечением
84.72kb.
Возникновение древнерусского государства Спецкурс для студентов исторического факультета Спецкурс «Возникновение Древнерусского государства»
2644.87kb.
Классификация программных продуктов по сфере использования
411.34kb.
В статье обсуждаются возможности применения современных информационных технологий в дидактическом процессе начальной школы
59.29kb.
"Метод и средства моделирования аппаратно-программных микропроцессорных систем"
65.23kb.
В настоящее время использование информационных технологий в работе любой организации является не только преимуществом, но и необходимым условием работы
39.33kb.
Применение информационных технологий на уроках математики
100.36kb.