vmest.ru страница 1
скачать файл



На портал «Красталант» статья «Американская система образования: опыт работы с одарёнными детьми»

Авторы-составители: сотрудники МРЦ по работе с одаренными детьми Костюченко Ю.А., Курзина Е.В., Шаталова Е.В., Чуракова В.П.

Выявление, отбор и обучение одаренных и талантливых детей – одна из важнейших мировых педагогических проблем. В отборе и разработке методик обучения одаренных детей, создание условий для развития их уникального потенциала видится общий вектор основных направлений модернизации российской и американской систем образования.

В настоящее время, когда в нашей стране ведется активный поиск путей повышения эффективности обучения одаренных детей, интересен обобщенный опыт работы с данной категорией учащихся в американских школах.

На современном этапе развития науки одарённость преимущественно понимается американскими исследователями как потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности"1.

Значительный интерес представляет использование различных видов диагностики одаренности, включая тестирование интеллекта и определение творческих способностей. Несмотря на свойственные тестам ограничения и недостатки, их применение даёт учителю, сочетающему этот метод с тщательным наблюдением, важную информацию об интеллектуальных резервах учащихся.

Педагогами Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ (здесь пример теста).

Также стоит отметить, что в Департаментах образования штатов большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации всех специалистов, ответственных за функционирование специальных программ для одаренных детей.

Выделилось несколько направлений в отборе организационных форм обучения одаренных детей в США2:



  • обучение одаренных детей в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам;

  • создание для одаренных детей специальных классов в структуре обычной школы;

  • организация специальных школ.

В настоящее время в начальной Америки школе используются:

  • независимое обучение (independent study), где учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для "обогащения";

  • самоуправляемое изучение (self-directed study), здесь конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик;

  • нацеленная на учащегося программа (learnecentered program), здесь учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен.

В современных программах для одаренных школьников главное место отводится исследовательской деятельности, использованию «исследовательских методов». Интересной формой работы с одаренными детьми является организация занятий в центрах при музеях, галереях, а также в специальных исследовательских центрах.

Особое значение в образовании одаренных детей в США играют информационные технологии: наряду с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

Содержание образования структурируется по нескольким уровням, на которых школьники обучаются в зависимости от способностей и успеваемости. Одаренные дети получают возможность работать на самом высоком уровне. Уровневая дифференциация дополняется профильной, что намного повышает эффективность обучения одаренных детей. В системе среднего образования США дифференцированное обучение справедливо считается одним из оптимальных условий обучения одаренных детей.

Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся, обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов. В частности, мобильное, гибкое внутриклассное группирование создает благоприятные условия для обучения детей разных уровней способностей3.

Комитет по учебным программам ведущего Института Обучения в США разработал семь принципов дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися в этой стране:

Содержание учебной программы должно сосредоточивать в себе тщательно выработанное, комплексное и глубокое изучение основных идей, проблем и тем.

Учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.

Учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.

Программа должна способствовать подбору и использованию соответствующих ресурсов для их обучения.

Программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию.

Программа должна обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, а также природы межличностных отношений, социальных взаимоотношений, значимости охраны и защиты природы, культурных традиций.

Оценка учебной программы для одаренных должна вестись в соответствии с уже установленными принципами, должны учитывать более высокий уровень мышления, способность к творчеству и значительное превосходство при выполнении заданий и в результатах деятельности.

Что почитать?

Гюнтер Грасс «Жестяной барабан»

Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Орсон Скотт Кард «Игра Эндера»

Салман Рушди «Дети полуночи»
Что посмотреть?

«Человек дождя» (1988)

«Феномен» (1996)

«Меркурий в опасности» (1998)

«Парфюмер» (2006)

Литература



  1. Беляева М. В. Третья волна реформы школы // США: экономика, политика, идеология. – 1991. – №4.
    Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. – М.: – 1993.

  2. Воробьев Н.Е. Развитие содержания среднего образования в США. – Волгоград: ВГАФК.– 1997.

  3. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск.– 2004.

  4. Мосин И.П. В поисках талантов // США: Экономика, политика, идеология. – 1988.– №8.

  5. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

  6. Цырлина Т.В. Школьный мир современной Америки: учебное пособие. — Курск, 1992.

Интеренет-ресурсы



  1. http://www.krao.ru/rb-topic_t_384.htm - Министерство образования и науки Красноярского края

  2. http://int-sch.ru/docs/articles/Yurkevich/od.pdf - Исследование основных направлений по работе с одарёнными детьми в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Организация системы поискового самообучения в школе для одаренных детей"

  3. http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;

  4. http://www.central.edu - на заметку учителю: стратегии обучения одаренных детей.



1 Мосин И.П. В поисках талантов // США: Экономика, политика, идеология. – 1988.– №8.


2 http://int-sch.ru/docs/articles/Yurkevich/od.pdf - Исследование основных направлений по работе с одарёнными детьми в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Организация системы поискового самообучения в школе для одаренных детей"


3 Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993



скачать файл



Смотрите также:
Статья «Американская система образования: опыт работы с одарёнными детьми»
54.72kb.
Паспорт программы. Пояснительная записка. Концепция программы. Цели и задачи работы с одаренными детьми
195.61kb.
На январь 2011г. № п/п Мероприятия
73.82kb.
По созданию системы поддержки талантливых детей. Месяц
65.62kb.
План курсовых мероприятий ироипк на декабрь месяц 2013 года
53.09kb.
Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей
1511.82kb.
Участники Проекта
312.04kb.
Работа с одаренными детьми. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся
130.32kb.
В доу с одаренными детьми
174.01kb.
Детская одарённость: виды и признаки
148.91kb.
Информация о результатах деятельности школы за 2013-2014 учебный год по работе с одарёнными детьми Интеллектуальное направление
87.04kb.
Решение важнейших проблем системы образования в условиях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г возможно при условии организации разработки и осуществления инновационных проектов
14.5kb.