vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл

Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика.

Педагогика- это наука о воспитании подрастающего поколения. Такое определение педагогика получила много веков назад. Слово «педагогика» образовалось из 2-х греческих слов: «пайда – дети, гогос – веду», что означает детоводительство. Сначала знания как воспитывать и обучать передавались из уст в уста, затем появились письмена, где говорилось как надо приучать детей к чему то. Первые научные и обоснованные педагогические мысли возникли в трудах древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. В 17 веке педагогика выделилась из философии в самостоятельную науку. В ходе развития общества сфера педагогики расширилась, из науки о воспитании подрастающего поколения, она превратилась в науку изучающую вопросы воспитания и образования детей и взрослых. Большой вклад в педагогику внесли Коменский, Ушинский, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский и др. Цель педагогики – познать законы обучения и воспитания и на основе знаний этих законов показать педагогам эффективные пути достижения положительных результатов в обучении и воспитании детей. Предметом педагогики является личность человека и ее развитие. Объект – это ученики и процессы обучения и воспитания в разных видах деятельности. Задачи педагогики: 1. Накопить и систематизировать научные знания о воспитании и обучении человека. 2. Раскрыть закономерности обучения и воспитания в виде результатов развития личности. 3. Изучить и обобщить опыт педагогов прошлого и настоящего времени. 4. Разработать новые методы, средства, системы и технологии воспитания и обучения. 5. Прогнозировать развитие образования на ближайшее и отдаленное будущее. В структуру педнаук входят: Общая педагогика – это базовая дисциплина, которая изучает закономерности образования человека вообще, т.е. во всех учебных заведениях. История педагогики – исследует развитие воспитания с древних времен как общественное явление, изучает историю образования. Возрастная педагогика – изучает закономерности образования людей разного возраста ( дошкольная, педагогика школы и т.п.). Дидактика – изучает процесс обучения, цели, методы и средства. Специальная педагогика – разрабатывает теоретические основы обучения детей имеющих отклонения в развитии: а) сурдопедагогика – обучение глухих, б) тифлопедагогика – обучение слепых, в) олигофренопедагогика – обучение умственно отсталых детей, г) логопедия – обучение правильной разговорной речи. Семейная педагогика – изучает проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы. Социальная педагогика – рассматривает процессы развития личности под влиянием социальных условий (семьи, друзей, СМИ, общества). Лечебная педагогика – разрабатывает специальную систему обучения часто болеющих детей или имеющих физические недостатки. Народная педагогика – изучает влияние народного творчества, традиций, обрядов на формирование личности ребенка. Коррекционная педагогика – разрабатывает методы предупреждения и исправления отклонений в развитии. Авторитарная педагогика – это педагогика воздействия, традиционная, в которой ученик является объектом педагогического воздействия, где не учитываются его психологические особенности (темперамент, способности, воля и характер, взгляды и т.п.), учитель диктует ученику, что и как нужно делать, является полновластным хозяином на уроке, предъявляет жесткие требования и ставит условия. Гуманистическая педагогика – это педагогика взаимодействия, когда учитель принимает ученика таким, каков он есть, с его особенностями, способностями и интересами. Оба и учитель, и ученик выступают как партнеры в учебной деятельности, учитель является наставником, он уважает ученика, не допускает унижений, вселяет уверенность в него. Основными понятиями являются Воспитание – это целенаправленный и специально организованный процесс формирования определенных качеств личности. Обучение – это специально организованный процесс, стимулирующий познавательную активность ученика, направленный на овладение им определенной суммы знаний. Образование – это процесс развития и саморазвития личности, овладение системой знаний, умений и навыков, опытом всего человечества. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и личности человека. Преподавание – это специальная деятельность преподавателя по вооружению учащихся определенными знаниями и практическими умениями.

Тема: Сущность и социальная значимость педагогической профессии. Личностные и профессиональные качества педагога. Культура и педагогическое мастерство.

Профессия педагога древнейшая и почетная, т.к. потребность в подготовке детей к будущей взрослой жизни возникла в первобытном обществе. Сначала воспитанием и обучением детей занимались старейшины, самые мудрые и умелые люди. Основными методами обучения было подражание т.е. «делай как я». Старейшины учили трудовым навыкам и умениям, требовали четкой дисциплины, уважения к старшим, послушания. Запрещали делать то, что осуждалось первобытным обществом. Педагог в переводе с греческого- детоводитель- «пайдос»- дитя, «аго» - веду. Это название впервые возникло в Греции и первыми педагогами были образованные рабы ( богатые люди, которых захватили в плен во время войны). В их обязанности входило сопровождать детей хозяина ( мальчиков) в школу, нести за него книги и тетради, заниматься с ним дома. Девочки получали домашнее воспитание. Профессия педагога социально значимая, т.к. через детские умы проводится в жизнь политика государства и общества. Педагог не только вооружает детей знаниями и умениями, но и учит уважать законы данного общества, готовит детей к жизни и труду в данном обществе, формирует личность ученика, мировоззрение, взгляды и убеждения, развивает физические, нравственные, умственные, эстетические и трудовые качества. Современный педагог должен обладать определенными качествами. Профессиональная компетентность- это приобретенные в ходе учебной и практической деятельности способности к выполнению профессиональных функций, т.е. компетентный педагог много знает в своей профессии, и многое умеет делать очень хорошо. Хороший педагог должен иметь определенные личностные качества. Он должен быть честным, общительным, отзывчивым, ответственным, справедливым, добрым, терпимым, понимающим, обладать авторитетом и любить детей. Обладать профессиональными качествами и умениями: - профессиональная направленность- это психологическая установка на работу с детьми, эмоциональная устойчивость, желание общаться с ними, учить и воспитывать их; - педагогическая эмпатия – это способность влезть в душу ребенка, понять его эмоциональное состояние, вести себя соответственно этому состоянию, сопереживать; - педагогический такт – это чувство меры в поведении педагога, умение держать себя в руках, уважать ребенка, делая замечания не обижать и не оскорблять; - педоптимизм -это вера педагога в ребенка, умение видеть в нем хорошее, это вера в себя и свои способности; - педзоркость – это способность предвидеть результаты своей работы, перспективы развития ребенка; - педрефлексия – это самоанализ своей деятельности, оценка полученных результатов, умение изучать себя и того, как оценивают вас другие, быстро перестроиться в работе, опираясь на признаки и факты; - авторитет – это общепризнанное качество педагога, проявляющееся во влиянии его на других людей в силу своих личностных качеств и заслуг; - педагогическая культура – это совокупность социально значимых качеств личности, проявляющихся в поведении основанных на нравственности, этике, эстетической культуре ( внешний вид, поведение, общение, речь, мышление, педпозиция и педтехника) Профессиональные умения: - аналитические – это умение анализировать свою деятельность и деятельность учеников, делать выводы; -дидактические – умение понятно объяснять трудный материал; - конструктивные – умение планировать деятельность с учетом перспектив развития детей; - диагностические; - специальные умения. Педагогические способности: - организаторские – умения организовывать деятельность учеников; - дидактические; - коммуникативные – способность устанавливать контакт в общении, умение заинтересовать собой; суггестивные – это умение убеждать, внушать, влиять на детей и взрослых. Педагогическое мастерство – Это комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самореализации учащихся в учебной деятельности, а педагога в педагогической. Педмастерство складывается под влиянием знаний учебно- воспитательной деятельности, всестороннего развития педагога, практических умений и навыков.


Тема: Понятие педагогической техники. Компоненты педагогической техники. Имидж, культура и речь педагога.

Педагогическая техника – один из компонентов педагогического мастерства, это комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков, обеспечивающих владение педагогом своим психофизическим и эмоциональным состоянием, вниманием, речью, общением.

Компоненты педагогической техники:

- умение управлять своим поведением и организмом ( вовремя успокоиться, собраться, чтобы не дрожал голос и руки когда волнуетесь, не кричали не детей и т.п.) Есть приемы аутотренинга, внушения, упражнения на расслабление мышц, нормализации дыхания, это умение управлять своими эмоциями, жестами и мимикой;

- педагогическое внимание – это умение видеть и слышать всех в классе, не отвлекаться от темы объяснения или урока, быть внимательным и наблюдательным, видеть изменения, происходящие в ученике;

- педагогическое воображение – представить, что произойдет, если что-то сказать ученику, это умение представить будущее ученика, его выступление и возможные промахи и достижения, это научное, творческое и художественное воображение педагога;

- техника речи педагога – включает в себя полетность и четкую дикцию, богатство интонаций, правильность произношения слов. Нужный темп речи, чтобы ученики усвоили и запомнили нужный материал, сила голоса учителя, лексическое богатство речи, т.е. использование пословиц, поговорок, высказываний великих композиторов, музыкантов, певцов и актеров;

- использование мимики и пантомимики, учитель должен знать, что походка, поза, движения рук, выражение глаз, улыбка, чувства о многом могут сказать ученикам (уверен в себе учитель или нет, добрый или злой, как относится к ученику и своему предмету и т.п.;

- имидж педагога, который включает в себя одежду (какая она должна быть), грим (макияж, каким он должен быть), прическу, обувь, аксессуары.

Педагогическая культура – это совокупность социально значимых качеств личности, проявляющихся в поведении основанных на нравственности, этике, эстетической культуре

( внешний вид, поведение, общение, речь, мышление, педагогическая позиция)



Педагогическое мастерство – Это комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самореализации учащихся в учебной деятельности, а педагога в педагогической. Педмастерство складывается под влиянием знаний учебно- воспитательной деятельности, всестороннего развития педагога, практических умений и навыков.


Тема: Понятие семьи. Типы и функции семьи. Авторитет родителей. Негативные факторы семейного воспитания.

Семья-это объединение людей, связанных кровными и родственными отношениями, характеризующееся эмоциональной близостью и ответственностью друг перед другом.

Семья создает понятие «дома», где ждут, любят, понимают, защищают, заботятся.



Функции семьи: - воспроизводство человеческого рода ( репродуктивная); - образовательная ( учит своего ребенка, дает музыкальное, художественное образование); - воспитательная (формирует определенные качества личности, воспитывает будущего отца. мать, работника, гражданина);- экономическая (материально поддерживает, содержит детей);

- восстановительная (организует отдых, развлечения, восстанавливает здоровье).

Существуют несколько типов семей: полная, неполная, благополучная, неблагополучная, малообеспеченная, многодетная, асоциальная ( где родители наркоманы, алкоголики, преступники). Задачи семьи: 1.Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

2.Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и передачи отношения к старшему поколению. 3.Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту и поддержку детям. 4. Научить детей полноценным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощи близким. 5.Воспитание чувства собственного достоинства и ценности собственного «Я». Семейное воспитание- это система воспитания и обучения детей силами родителей и родственников. Авторитет – это признанная детьми личностная значимость родителя и основанная на этом сила его воспитательного влияния. А.С.Макаренко в своей «Книге для родителей» приводит ложные виды авторитета родителей.



А. подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую вину сопровождают наказанием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость. А. тщеславия, который строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. А. педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем в мелочах и даже если они неправы. Такой авторитет убивает детскую инициативу и самостоятельность. А. морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма. А. сентиментальности, когда слащавые признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так воспитываются интриганы – люди, склонные к неблаговидным, скрытным действиям против кого-либо. А. добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний. А. панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований. А. подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним. Факторы неправильного семейного воспитания.1. Отклоняющееся поведения родителей (акцентуации характера, жестокий стиль и т.п.)2. Свои личные проблемы родители решают за счет детей.3.Расширение сферы родительских чувств ( мать отказывается от повторного брака, стремится отдать ребенку всю себя) Слепая ревностная материнская любовь не дает жить спокойно ребенку.4. Предпочтение в ребенке «малыша», игнорирование его взрослости.5. Воспитательная неуверенность родителей ( не знают как надо воспитывать и идут на поводу у ребенка).6. Фобия утраты ребенка. 7. Неразвитость родительских чувств. 8. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, т.е. эмоциональное отвержение ребенка, агрессивность родителей в борьбе с нежелательными качествами в характере ребенка.

9. Ложный авторитет родителей.



Тема: Понятие и требования к уроку. Структурные элементы урока. Типы уроков и их структура.

Урок- это основная форма организации обучения в школе. Урок- это законченный в смысловом (тема), временном (45 мин) и организационном (тип и структура урока) отношении отрезок учебного процесса. Общие требования к уроку:

1. Учитель должен использовать новые достижения науки и педагогической практики.

2.Реализовывать принципы и правила обучения ( наглядности, прочности, систематичности, доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой).

3. Обеспечивать условия для продуктивной деятельности учащихся (книги, инструменты, ноты, пуанты, таблицы) и положительного результата обучения.

4. Опора на межпредметные связи, т.е. близкие темы в изучении других дисциплин.

5. Учитывать конкретную ситуацию в классе и школе (наличие оборудования и наглядности, подготовки к концерту и выступлению).

6. Эффективно использовать все средства ( дидактические – обучающие, визуальные, аудио и т.п.) методы обучения (наглядные, словесные, практические, репродуктивные и творческие).

7. Теоретические знания должны быть связаны с умениями учеников.

8. Тщательно планируются все части и этапы урока.

9. Выполнять образовательные, воспитательные и развивающие задачи.



Частные требования: дидактические, психологические, гигиенические, к технике проведения.

Структура урока – это совокупность элементов урока обеспечивающих целостность и результативность обучения. Структурные элементы урока:

1. Организационное начало урока ( поздороваться, определить готовность учеников к уроку, отметить отсутствующих).

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Проверка Д\З и выявление затруднений в усвоении изученного материала, выявление степени ответственности учеников.

4. Объяснение нового материала ( увлеченно, интересно, научно).

5. Закрепление материала или умений с помощью вопросов, специальных заданий, упражнений.

6. Повторение, систематизация, обобщение материала по теме урока ( в разных формах, с по помощью заданий проблемного характера и т.п.).

7. Подведение итогов урока и выяснение того, чему ученики научились на уроке, что узнали нового, выставление оценок учащимся за работу с их объяснением.

8. Д\З, сообщение, разъяснение основных идей и способов выполнения.

В современной школе применяются следующие типы уроков ( по целям обучения):1.Урок изучения новых знаний. 2.Урок формирования умений и навыков.3. Урок обобщения и систематизации знаний и умений. 4. Урок повторения и закрепления знаний и умений. 5. Урок контроля и проверки знаний и умений. 6. Комбинированный, который включает в себя элементы всех этих уроков ( проверки, усвоения новых знаний, закрепление и повторение, формирование новых умений и навыков).Структура урока изучения новых знаний: 1. Организация начала урока. 2.Сообщение целей и задач урока. 3. Подготовительная работа к объяснению нового материала ( проверка Д\З, воспроизведение ранее изученного и др.) 4. Объяснение. 5. Закрепление изученного. 6. Итоги урока и задание на дом. Структура урока формирования умений и навыков: 1. Организация начала урока. 2.Сообщение целей и задач урока.3. Проверка Д\З. 4.Формирование умений и навыков в разных видах упражнений и с помощью различных заданий ( тренировочные упражнения, упражнения по образцу учителя и под его контролем и т.п.). 5.Итоги урока и задание на дом. Структура урока обобщения и систематизации знаний и умений: 1. Организация начала урока. 2. Постановка целей и задач урока. 3. Обобщение и систематизация учебного материала в резных видах деятельности учеников (тестовые задания, практические, творческие, решение задач, выполнение упражнений и т.п.). 4. Итоги урока и задание на дом. Структура комбинированного урока: 1. Организация начала урока. 2. Проверка Д\З. 3. Постановка целей и задач урока. 4. Объяснение нового материала. 5. Закрепление и повторение изученного. 6. Итоги урока и задание на дом.



Тема: Методы обучения: наглядные, словесные, практические. Понятие и характеристика методов.

Метод – (в переводе с греческого- путь к чему либо)- это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей и задач обучения.

Метод – это совокупность путей и способов достижения целей обучения. Прием – это разовое действие педагога, отдельный шаг к достижению цели. Существуют методы преподавания и методы учения (дети сами учатся). В методах обучения находят отражение цели, содержание и формы обучения. Классификация – это упорядоченная по какому-либо принципу система методов, учитывающая изменения в учащихся и условия обучения. Существуют несколько классификаций методов обучения. Традиционная классификация (по источнику передачи материала). Наглядные – информацию получают с помощью зрения. Это показ картины, движений, слайдов, наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие предметов, действий и явлений окружающего мира. Демонстрация – показ работы приборов, движений, наглядных пособий, картин, которые способствуют более глубокому усвоению материала, работа с книгой. Словесные – знания получают с помощью слуха .Рассказ – монологическое связное изложение фактов учебного материала носящее описательный характер. Беседа – вопросно-ответный способ изложения учебного материала. Объяснение – пояснения доказательств и теоретических фактов изучаемого материала. Лекция – последовательное изложение теоретических идей и фактов, позволяющее их осмыслить и прийти к выводу. Дискуссия – коллективное обсуждение определенной проблемы с целью нахождения правильного ответа, инструктаж, диспут. Практические – умения получают в процессе выполняя действия и движения, это опыты, упражнения разных видов - планомерное повторное выполнение действий с целью формирования определенных умений и навыков. ( Примеры для своей специализации)

Классификация по характеру познавательной деятельности (Лернер, Скаткин):

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в готовом виде на лекциях, из литературы, с экрана. Учащиеся используют репродуктивное (воспроизводящее) мышление.

2. Репродуктивный метод – деятельность учащихся носит алгоритмический (определенный порядок) характер, т.е. ученики выполняют задания по инструкции, правилам в аналогичных с образцом ситуациях.

3. Проблемный метод – прежде чем объяснять новый материал, учитель ставит перед учениками проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая доказательства, сравнивая разные точки зрения, решает, с помощью учеников, проблему и поставленные задачи.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении ( учителем или самостоятельно учениками) познавательных задач с помощью правильно поставленных вопросов или самостоятельной работой учащихся с учебной литературой или пособиями.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа ученики самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдение и делают вывод, получая, таким образом, новые знания.



Ю.К.Бабанский подразделил методы обучения на 3 большие группы: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


Тема: Формы организации целостного педагогического процесса: классно-урочная форма обучения, внеурочная. Способы обучения: групповой, индивидуальный, фронтальный.
Форма обучения – это устойчивая организация педагогического процесса со всеми его компонентами. Виды форм организации обучения в школе: внеурочная – проводятся после уроков (классные часы, предметные кружки, викторины, олимпиады, студии, конкурсы, научные общества), урочные ( экскурсия, урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практикумы, факультативы, практика), внешкольные (посещение концертов, музеев, экскурсии на производство, секции и ансамбли и пр.) Выделяют формы работы с учениками или способы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная). Можно выделить индивидуальную форму работы учителя с учеником ( урок, консультация, зачет, экзамен), групповую форму взаимодействия учителя с подгруппой учеников ( смотры, диспуты, соревнования, субботники), фронтальная, когда учитель работает со всем классом одновременно и цель достигается путем распределения обязанностей между учащимися ( урок, деловые игры, практикумы и пр.).

Классно-урочная форма обучения возникла в 17 в. в Европе, получила большое распространение и существует в наши дни. Ее разработал чешский педагог Ян Амос Коменский, она имеет свои особенности:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста;( 3 кл,5кл.)

2. каждый класс работает в соответствии с годовым планом и расписанием;

3. каждый урок посвящен только одному предмету;( математика, физкультура, музыка, сольфеджио)

4. каждый урок посвящен одной теме и состоит из отдельных взаимосвязанных частей;

5. постоянное чередование уроков;(расписание уроков)

6. руководящая роль учителя;

7. применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся ( ученики слушают, выполняют упражнения, рассказывают, работают коллективно и индивидуально). Преимущества классно-урочной формы обучения:

- строго организованная структура урока;

- благоприятные предпосылки для взаимообучения учеников;

- коллективная деятельность, т.е. работает одновременно весь класс;

- возможность воспитания и развития всех учеников.



Недостатки:

- опора на среднего ученика;

- отсутствия возможности индивидуальной работы.

Урок- основная форма организации обучения в школе. Урок- законченный в смысловом (тема), временном (45 мин) и организационном (тип и структура урока) отношении отрезок учебного процесса.

Общие требования к уроку:

1. Учитель должен использовать новые достижения науки и педагогической практики.

2.Реализовывать принципы и правила обучения ( наглядности, прочности, систематичности, доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой).

3. Обеспечивать условия для продуктивной деятельности учащихся (книги, инструменты, ноты, пуанты, таблицы) и положительного результата.

4. Опора на межпредметные связи, т.е. близкие темы в изучении других дисциплин.

5. Учитывать конкретную ситуацию в классе и школе ( наличие оборудования и наглядности).

6. Эффективно использовать все средства и методы обучения.

7. Теоретические знания должны быть связаны с умениями учеников.

8. Тщательно планируются все части и этапы урока.

9. Выполнять образовательные, воспитательные и развивающие задачи.



Частные требования: дидактические, психологические, гигиенические, к технике проведения.
Тема: Педагогическая профессия и требования к личности педагога.
Профессия педагога древнейшая и почетная, т.к. потребность в подготовке детей к будущей взрослой жизни возникла в первобытном обществе. Сначала воспитанием и обучением детей занимались старейшины, самые мудрые и умелые люди. Основными методами обучения было подражание т.е. «делай как я». Старейшины учили трудовым навыкам и умениям, требовали четкой дисциплины, уважения к старшим, послушания. Запрещали делать то, что осуждалось первобытным обществом. Со временем появилась другая форма обучения и воспитания – инициация. Это комплекс обрядовых действий, посредством которых в родовом обществе совершается посвящение подростков во взрослые полноправные члены общества. Это своего рода экзамен на взрослую жизнь и принимали этот экзамен старейшины, а вот обучали детей уже специальные люди, которые много знали и умели, хотели работать с молодежью, их называли учитель или дидаскал, от слова «дидаско» - учить.

Педагог в переводе с греческого- «пайдос»- дитя, «аго» - веду, т.е. детоводитель – педагог. Это название впервые возникло в Греции и первыми педагогами были образованные рабы

( богатые люди, которых захватили в плен во время рабовладельческих войны). В их обязанности входило сопровождать детей хозяина ( мальчиков) в школу, нести за него книги и тетради, заниматься с ним дома. Девочки получали домашнее воспитание. Со временем появились педагогические специальности: учитель, воспитатель, преподаватель, социальный педагог и др.

Общество всегда предъявляло высокие требования к личности педагога, учителя, воспитателя, работающими с детьми: Обладать:

1. Гуманистической направленностью ( уважать детей, быть активным и ответственным, честным)

2. Профессиональной направленностью, т.е. хотеть учить и воспитывать детей, любить их, общаться с ними, любить свое дело, предмет, быть увлеченным своей профессией, тактичным и справедливым, уравновешенным и готовым к самообразованию.

3. Педагогическими способностями : дидактическими ( понятно объяснять), коммуникативными –правильно общаться с учениками с учетом возраста, индивидуальных особенностей, уметь заинтересовать собой; организаторские – умения организовывать деятельность учеников; суггестивные – это умение убеждать, внушать, влиять на детей и взрослых; специальные – петь, танцевать, играть на инструменте и т.п.

4. Профессиональными знаниями и умениями. Он должен знать:

1.Конституцию и законы РФ об образовании.2. Конвенцию о правах ребенка.

3. Общую, возрастную и специальную педагогику и психологию.4. Методы и приемы обучения и воспитания.5. Программы обучения и методическую литературу по преподаваемому предмету.

6.Новейшие достижения в области технологии образования. 7. Правила и нормы охраны жизни и здоровья детей и т.п. Он должен уметь:

1. Планировать и осуществлять педагогическую деятельность; 2. Осуществлять педагогическую поддержку ученика; 3. Применять знания психологии при решении педагогических задач;

4. Выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

5. Учитывать индивидуально-типологические и личностные особенности в обучении и воспитании.

5. Психофизиологические особенности. Обладать высокой работоспособностью, концентрацией внимания, на протяжении всего рабочего дня быть активным, бодрым, сохранять высокий эмоциональный тонус, проявлять терпение и выдержку, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту и проведению занятий без предварительной подготовки, быстро привыкнуть к новой обстановке и устанавливать контакты.

Таким образом педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя.



Тема: Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии.
Слово «психология» в переводе с греческого означает – «наука о душе», т.к. «психе»- душа, «логос»- учение. Психология – это наука изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика – это особое свойство головного мозга человека, заключающееся в способности получать информацию от окружающего мира, создавать образ объективного мира и на основе этого регулировать свое поведение и деятельность.

Психология зародилась в недрах философии 2,5 тысячи лет назад и основоположником ее считают древнегреческого философа Аристотеля, который написал трактат «О душе». Душой в то время называли все непонятное необъяснимое в человеке «душа просит, тоскует, радуется», что душа способна любить и ненавидеть, чувствовать и терпеть. Аристотель говорил, что душа состоит из 3-х частей: растительная, которая отвечает за рост и физическое развитие ребенка; животная, которая отвечает за инстинктивное поведение человека( плотские желания, естественные и материальные потребности); разумная, которая отвечает за интеллект и умственное развитие. От того, какая часть души развита лучше, такова личность, характер и поведение человека. Большой вклад в развитие психологии как науки внесли Платон, Демокрит, Гиппократ, Фрейд, Юнг, Выготский, Павлов, Теплов, Эльконин, Давыдов, Мухина, Венгер и др.

Психология как наука развивалась по этапам: 1. Психология как наука о душе.2. Психология как наука о сознании. 3. Психология как наука о поведении. 4. . Психология как наука о психике.

Основные отрасли психологии: зоопсихология – изучает особенности психики животных; детская психология – изучает психику и условия формирования личности детей; социальная – изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами; педагогическая – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; музыкальная психология – изучает особенности восприятия музыки и обучения музыкальной грамоте; психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков; медицинская – изучает психологические особенности поведения врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии; юридическая – изучает психологические особенности поведения преступников, следователей, адвокатов, проблемы формирования личности преступника; экономическая – рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека ( психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.); военная – изучает поведение людей в условиях боевых действий и имеющих оружие; патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад личности при различных формах мозговой патологии; парапсихология - изучает экстрасенсорные способности (ясновидение, телепатию и т.д.)

Знать психологию учителю надо для того, чтобы понимать законы развития личности ребенка и учитывать их при разработке содержания обучения, подбора методов и приемов обучения, способов взаимодействия. Учителю надо знать, как работает память и внимание, какими категориями мыслит ребенок, каковы особенности его воли, каков темперамент и характер, какие чувства испытывает ребенок. Изучение и учет индивидуальных психологических особенностей учеников позволит учителю понять и развить нужные качества личности ученика и затормозить негативные проявления в характере воспитанника, чтобы достичь положительных результатов в обучении и воспитании. Знание психологии поможет учителю более глубоко понять значение различных форм и методов обучения, применять их осознанно, отбирать наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию ученика.


Тема: Понятие темперамент. Типы и их характеристика. Учет темперамента в работе с детьми.

Темперамент – это врожденные индивидуальные особенности человека, которые определяют динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, который под темпераментом понимал преобладание определенной жидкости в организме человека («темпе» - с греческого «жидкость» ). Преобладание крови (сангвис) – сангвинический темперамент, преобладание слизи (флегма) – флегматический, преобладание желчи (холе) - холерический, преобладание черной желчи ( мелайн холе) – меланхолический. Иван Петрович Павлов изучал Высшую нервную деятельность коры больших полушарий и пришел к выводу, что основу темперамента составляют не наличие жидкости в организме, а особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Но он оставил названия темпераментов принятых Гиппократом, т.к. типы Высшей нервной деятельности соответствуют типам темперамента. Гиппократа. Холерик (безудержный тип ВНД, преобладает возбуждение над торможением, ) – подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, а в критические моменты – высокая концентрация сил. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным и высокомерным. Нет душевного равновесия, бурно реагирует на все, чувства глубоки и постоянны, взгляды устойчивы, прямолинейны и сообразительны, вспыльчивы и резки, работоспособны. (Пушкин, Петр 1,Бетховен, Лист, Байрон, Айвазовский). Сангвиник (сильный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – высокая психическая активность, быстрая реакция, богатство мимики, она подвижная и выразительная, контактен и общителен, высокая сопротивляемость трудностям, уравновешен. Обычно приподнятое настроение, быстро и эффективно мыслит, большая работоспособность, легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, непостоянен в привязанностях, мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности, глубоких мыслей, может развиться поверхностность и непостоянство (Суворов, Наполеон, Екатерина 2, Марк Твен, Моцарт, Прокофьев, Вивальди, Бомарше). Флегматик (инертный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – медлителен и нетороплив, долго думает и что - то делает, устойчив в настроении, спокоен, слабо проявляет эмоции и чувства, мало активен, уравновешен. Всегда спокоен, медлителен, маловпечатлителен, удовлетворен окружающим миром, долго обучается, но помнит выученное долго. Редко выходит из себя, чувства возникают медленно, но сохраняются долго (однолюб), мимика и жесты невыразительны, упорный труженик, всегда доводит дело до конца, терпелив и выдержан, не любит быть в центре внимания, может сформироваться лень равнодушие (Кутузов, художник Глазунов, Гайдар, Бородин, Поленов). Меланхолик (слабый тип ВНД) – сдержанность речи и движений, неактивен, раним, пессимист, впечатлителен и замкнут, быстро утомляется. Высокочувствителен и раним, стеснителен и осторожен, реакция внешне заторможена, а внутренне очень чувствителен, ему трудно долго на чем-то сосредоточиться, сильные воздействия могут вызвать тормозные реакции, тревожен, боязлив, не очень контактен, скрытен и иногда мстителен (Шопен, Сибелиус, Есенин, чехов, Гоголь, Чайковский, Левитан).Учет темперамента в работе с детьми. Стараться у холериков развить тормозные реакции, его нельзя часто критиковать, делать замечания мягко, но настойчиво, требовать хорошего выполнения работы и он сделает, покричит, но сделает, он не любит однообразной и кропотливой работы. У меланхоликов развивать доброжелательность, с ними надо быть мягким и тактичным т.к. чрезмерная строгость и резкое повышение требований затормаживает их деятельность и снижает работоспособность. Они обучаются долго, быстро устают, по этому надо чаще менять вид деятельности. У флегматиков следует развивать активность и не допускать безразличия к своей деятельности, проявлять терпение, т.к. они долго учатся и переучиваются, вялы и пассивны, могут заниматься неинтересным делом и доведут его до конца. У сангвиников тормозить беззаботность и беспечность, учить заниматься неинтересным делом и доводить его до конца, формировать усидчивость, терпение и не переоценивать свои возможности.

Тема: Понятие педагогического общения. Значение общения в деятельности учителя. Стили педагогического общения: авторитарный, демократический, либерально- попустительский. Особенности педагогического общении: общение- устрашение,- дистанция, - заигрывание,- диалог.

Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения, взаимодействия учителя и ученика. Положительное педагогическое общение проявляется в одобрении, похвале, просьбе, совете ученику и т.п. Отрицательное педагогическое общение проявляется в насмешках, иронии, упреках, угрозах, придирках, оскорблениях и т.п.

Значение общения в деятельности учителя очень велико, от того, как общаются и взаимодействуют педагог и ученики, зависит результат обучения и воспитания. Учитель в процессе объяснения использует словесные ( вербальное общение) методы, так же невербальные средства, мимику, жесты, пантомимику. В процессе обучения и воспитания проявляются различные Уровни педобщения:

- низкий - в общении со стороны учителя проявляется отчужденность, не понимание, неприязнь, холодность и отсутствие помощи ученику в овладении им учебным материалом;

- средний уровень – наблюдаются положительные отношения учителя к ученику и преподаваемому предмету, но они не постоянные и меняются в зависимости от настроения педагога. Педагог только иногда проявляет доверие к ребенку;

- высокий - проявляется доброжелательным отношением к ребенку, теплотой во взаимоотношениях, педагог положительно относится к своему делу и воспитаннику, уважает и хвалит его, доверяет ему.



Существуют несколько стилей управления деятельностью учеников в процессе обучения:

1. Автократический (самовластный стиль руководства), педагог единолично управляет учениками, не позволяет им высказывать свои взгляды, делает критические замечания, жестко контролирует их деятельность.

2. Авторитарный (властный стиль руководства), ученики могут высказывать свои взгляды, но решения принимает учитель в соответствии со своими установками, опытом, взглядами.

3. Демократический – педагог внимателен к ученикам и учитывает их мнение, стремится убедить их, ведет диалог, относится к ним как к равным партнерам по обучению.

4. Игнорирующий – педагог не вмешивается в жизнь и дела детей, устраняется от общения с ними, формально выполняет свои обязанности учителя.

5. Попустительский – педагог и ученики предоставлены сами себе, педагог устраняется от руководства учениками или идет у них «наповоду».

6. Непоследовательный стиль, он зависит от настроения педагога, внешних обстоятельств, что ведет к дезорганизации и ситуативности взаимоотношений педагога и учеников.

Кан – Калик выделил следующие стили педобщения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок ( педагог - хороший профессионал, дети его любят и хотят общаться с ним, учиться у него, учитель становится идеалом для подражания).

2. Общение на основе дружеского расположения - оно предполагает совместное увлечение общим делом. Педагог – это наставник и старший товарищ в совместной деятельности, он понимает ученика, подсказывает, направляет работу ученика.

3. Общение дистанция – учитель ссылается на свой авторитет, опыт и возраст, диктует, что надо делать ученику, без разъяснений и мотиваций, не старается понять ученика, в отношениях проявляется отчужденность, каждый занят своим делом.

4.Общение устрашение – это запугивание экзаменами, родителями, директором, педагог показывает свою не состоятельность.

5. Общение заигрывание характерно для молодых учителей, которые хотят быстро завоевать дешевый авторитет.



Тема: Понятие о воле. Функции воли. Волевые качества личности: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, терпение и др. Пути формирования воли.
Воля – это сознательная деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Препятствия к достижению цели – это материальные условия, природа, противодействия других людей, лень, плохое настроение, чувство страха и т.п. Преодоление препятствий требует от человека волевого усилия – это состояние нервно-психического напряжения физических, умственных, моральных сил человека в конкретный момент или ситуации. Воля проявляется не только в умении что–то захотеть и достигнуть, но и в умении отказаться от чего–либо, если это нужно ( от курения). Воля проявляется в 3 функциях: регулирующая – человек сам регулирует свое поведение ( можно делать, но я не буду), здесь воля проявляется в форме воздержания; стимулирующая – человек преодолевает внутренние препятствия и противоречия, стимулируя себя (не хочу, но надо делать), воля проявляется в форме внешнего поступка; задерживающая – проявляется в форме сдерживания нежелательных физиологических проявлений (дыхания, терпение боли, жажды, голода), эта функция проявляется в форме торможения. Решающую роль в волевых действиях играет 2 сигнальная система, т.е. слово, обусловленное словесными указаниями («иди и делай» или самоприказ – «не делай этого»). В каждом волевом действии выделяют 2 этапа: Подготовительных, где происходит осознание цели и желание ее достичь, осознание возможностей ее достижения, борьба мотивов (зачем мне это нужно), принятие решения о возможных действиях в достижении цели. Исполнительный этап – осуществление принятого решения и самооценка выполненного действия. Исполнение решения может иметь форму внешнего действия – поступка и воздержания от внешнего действия (не делает). Волевые качества личности. Решительность- способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без задержки переходить к их выполнению. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам, выполнять принятые решения без чужого влияния. Настойчивость – способность доводить начатое дело до конца. Целеустремленность – подчинение своего поведения достижению устойчивой, жизненно важной цели, готовность отдать этому все свои силы и способности. Смелость – отсутствие боязни принять на себя ответственность за принятое и выполненное решение. Мужество – это готовность идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам. Выдержка – способность постоянно контролировать свои действия и поступки, воздерживаться от плохих поступков.

Пути формирования воли.

1. Организация деятельности (трудовой, учебной, спортивной, игровой, творческой и т.п.) в процессе которой ребенок учится преодолевать препятствия и делать волевое усилие.

2. Личный пример взрослых и в первую очередь родителей и учителей.

3. Знакомство с правилами и нормами поведения, нравственными ценностями через беседы, литературу, дискуссии по проблемам и т.п.

4. Самовоспитание – это упорная работа по формированию полезных волевых качеств. Ученик должен знать, что маленькая победа над собой делает из него человека.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Тема: Педагогика как наука
493.67kb.
Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям всему классу одну и ту же
52.98kb.
Лекция № Тема: Введение в психологию. План: § Психология как наука. История развития
150.78kb.
Контрольная работа это метод который является распространенной формой проверки оценивания знаний студентов. Состоит она, как правило, из задач или определенного количества вопросов, либо совокупности вопросов и заданий
74.19kb.
Реферат студента курса гуманитарного факультета Учебная дисциплина: Конфликтология Тема: Конфликтология как наука. Методологические основы конфликтологии. Оценка г. Одесса
564.09kb.
Экспериментальная педагогика
459.4kb.
Тенденция к устранению данного препятствия изначально заложена в языковой способности человека, универсальными свойствами которой являются комбинаторность, вторичное означивание, компрессия, импликация
70.61kb.
Диссертационного исследования соискателя
274.34kb.
I. Тема №1 Лингводидактика – как наука обучения иностранным языкам
442.41kb.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов темы контрольных работ, рефератов, докладов по дисциплине «Философия права» Тема 1 Предмет, метод и задачи философии права Философия права как наука и как учебная
144.25kb.
Программирование как наука: использование основных операций теоретического уровня научного познания
45.24kb.
1. Предмет і метод адміністративного права
2419.35kb.