vmest.ru страница 1
скачать файл

Васильева Елена Александровна,

заместитель директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы
Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой –

тропинка в мир литературы
Каждый учитель русского языка и литературы мечтает о том, чтобы его ребята читали с увлечением и заинтересованно. Но современные дети считают процесс чтения занятием скучным и неинтересным. Компьютер – вот это да! А книга – это трудно и нудно!

Да-да, трудно. И в этом, на мой взгляд, главная причина нежелания ребят читать. Нынешние школьники с большой неохотой постигают технику чтения. И поэтому первая их беда – неумение читать.

И если даже слоги складываются в слова, то это вовсе не говорит о том, что ребёнок понял, что он прочитал. Воспроизвёл написанное, но не осознал.

А разве интересно выполнять процесс, не вполне понятный тебе? И это вторая беда – непонимание прочитанного.

Эти две беды порождают следствие – стойкое нежелание читать, отторжение самого процесса чтения, так как он не доставляет радости, он труден и непонятен.

Как же преодолеть детское нежелание читать, как заинтересовать ребёнка, ведь интерес – это, пожалуй, единственный из всех мотивов, который способен творить чудеса – привить любовь к книге, а в дальнейшем и оказать влияние на читателя?

Как построить учебный процесс таким образом, чтобы ребёнок вновь и вновь обращался к книге, познал в ней мудрого советчика и надёжного друга?

Ответы на эти вопросы помогают найти авторы учебника «Русский язык. 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой. Да, именно учебника «Русский язык», так как в нём реализуется компетентностный подход в обучении: его содержание и методический аппарат позволяют формировать все виды компетенций (языковую, лингвистическую, культуроведческую, коммуникативную). Важной характеристикой коммуникативности является широкое включение в учебник текстов, которые составляют основу обучения русскому языку.

В учебник включены учебно-научные тексты (лингвистические тексты, словарные статьи), публицистической литературы (серия «Города России», «Памятники и памятные места», «Народные промыслы», статьи Д.С.Лихачёва), отрывки и фрагменты из изучаемых художественных произведений русской литературы (стихотворения В. Жуковского, А. Пушкина, И. Бунина, И. Никитина, Саши Чёрного, повести А.Н. Толстого «Детство Никиты», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», и др.). Широко используются произведения детской литературы, близкой учащимся этого возраста, отвечающей опыту общения их в реальной жизни. Особое место занимают тексты проблемного характера (А.Яшин «Журавли», В.Драгунский «Что любит Мишка»). Нашли своё место в учебнике и любимые ребятами рассказы о жизни животных (рассказ К. Паустовского, И.Соколова-Микитова, Н.Сладкова, Г. Скребицкого, В.Бианки).

Таким образом, обучение проводится на фоне мира детства, его информационного пространства. И это вызывает интерес учащихся. А наличие интереса – важнейший фактор.

К тому же, в отличие от произведений, изучаемых на уроках литературы, эти небольшие по объёму произведения, отрывки, фрагменты, что позволяет при знакомстве с ними использовать разнообразные приёмы, способствующие развитию навыка чтения (чтение соседу, «жужжащее» чтение, выборочное чтение и т.д.).

Как видим, учебник помогает ученику справиться с первой бедой, ведь он способствует развитию навыка чтения.

Нельзя не отметить, что осуществляя текстоориентированный подход, авторский коллектив удачно решает проблему развития личности школьника и формирования языкового идеала. Об этом свидетельствует прежде всего тщательный отбор произведений. В учебнике представлен широкий спектр имён:


  • писатели и поэты, классики русской литературы: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, А.Н. Толстой;

  • мастера слова: М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский;

  • современные писатели и поэты: К. Булычёв, В. Голявкин, Б. Заходер,

В. Железников, Ф. Кривин, Л.Лагин, Н.Матвеева, Е. Носов, Н., Носов, Р. Погодин, В. Токарева, Э. Успенский, Ю. Яковлев, Э. Шим;

  • зарубежные авторы А.Линдгрен.

И это далеко не полный перечень…

Как же учебник помогает справиться со второй проблемой?

Заботясь о формировании восприятия речи, развития языкового чутья

ребят, авторы ввели после изучения ряда разделов лингвистики специальную рубрику «Выразительные средства…» («Выразительные средства фонетики», «Слова – средства художественной выразительности речи»). В лингвистическом тексте по теме урока рассказывается о том, что поэты и писатели, донося свои мысли и чувства до читателя, желая вызвать у него определённые эмоции и образные представления, используют выразительные возможности языка. «Заставляют сознательно работать» звуки и слова на создание ярких образов. В качестве примеров приводятся классические образцы, литературные шедевры: стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и др.

А потом ребятам и самим предлагается подобрать, придумать словосочетания, предложения, используя художественные средства выразительности.

И вот уже непонятные до сих пор слова включены в собственную речь. И речь зазвучала по-иному: образно, ярко, выразительно.

И литературное произведение не вызывает больше неприятия и отторжения, и строки из него хочется повторять вновь и вновь, получая удовольствия от звучания этих красивых и таких теперь понятных слов.

Кроме того, авторы учебника не забыли, что ученики – это ещё только пятиклассники, дети. И, учитывая возрастные особенности их, включили множество текстов, весёлых, добрых и забавных. Они стали ярким дидактическим материалом для наблюдений и формирования определённых навыков. Например, стихотворение Н. Матвеевой «Одеть или надеть» - для формирования культуры речи, стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» - предупреждение орфоэпических ошибок в речи, стихотворение А.Хайта - употребление несклоняемых существительных и др. Так, играя, ребята постигают языковые явления и приобщаются к книге.

В учебнике есть и материал для специальных уроков по развитию речи. Составлен он, как правило, на основе текста, литературного произведения, и введён под условной рубрикой «Читаем, говорим, пишем». Он предполагает обязательное чтение произведения, отрывка или фрагмента, определение темы, основной мысли (проблемы), пересказ, различные виды переработки текста. Это такие уроки по развитию речи, как «Сочинение-описание домашнего питомца с использованием слов общего рода» по рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга», обучающее сочинение на тему «История фамилии, семьи» (по выбору учащихся) с опорой на стихотворение Г.Граубина «Прадеды», сочинение-рассуждение с использованием эпитетов и сравнений как средства самохарактеристики героя по сказке Е.Пермяка «Чугун и Сталь», сочинение-рассуждение о пользе книги по тексту Л.Кассиля «Диво дивное» и др.

Таким образом, осознание речеведческих понятий, овладение ими в их единстве и взаимосвязи учит адекватно воспринимать и понимать письменную речь, строить своё высказывание, воспитывает вдумчивого читателя.

Большая заслуга авторов, на мой взгляд, и в том, что они заботятся и о формировании читательских интересов пятиклассников. Так, в учебник включены такие задания, как, например, после прочтения одной из глав повести-сказки «Муравей и Космонавт» А. Митяева: придумайте счастливый конец повести-сказки и напишите заключительную главу. Возьмите в библиотеке книгу с этой сказочной повестью и сравните свой вариант её окончания с авторским».

Или к фрагменту рассказа Е.Носова «Тридцать зёрен»: если вы захотите узнать окончание этой истории, прочитайте рассказ.

Иногда ребятам предлагается стать участниками произведения, например, к отрывку из сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч» даётся задание разыграть диалоги, а к отрывку из рассказа В. Драгунского «…Бы» - поразмышлять, что могло случиться, если бы это произошло.

Такое прямое обращение авторов учебника к ребятам, на мой взгляд, знак доверия и уверенности в том, что задание будет выполнено.



Воспитательные задачи также реализуются подбором литературных текстов. Например, прочтение отрывка из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» даже без специальной работы учителя позволяет детям задуматься над «тайной души» Дениски и «тайной желудка» Мишки, осознать «тайну своей души». А после знакомства с отрывком из рассказа Ю. Яковлева пятиклассникам предлагается ответить на вопрос «Вы хотели бы дружить с таким мальчиком, как Коста? Почему?»
   Таким образом, учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой не только способствует развитию навыка чтения, но и прокладывает тропинку в мир художественной литературы. Помогает осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности, пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Способствует не только воспитанию грамотного и вдумчивого читателя, но и духовно-нравственной личности.
скачать файл



Смотрите также:
Учебник «Русский язык» под редакцией Е. А. Быстровой – тропинка в мир литературы
62.6kb.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 9 класс» под редакцией С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2013 г
336.28kb.
С. Новосельское /Погодин А. В
1056.14kb.
Русский язык
60.16kb.
Учебник «Мир вокруг нас» под редакцией А. А. Плешакова. Тема: Природные зоны России. Зона тундры. Цель: познакомить детей с особенностями зоны тундры. Задачи
118.88kb.
Учебник. Под редакцией И. Н. Яблокова ббк 86. 3 0-75 Федеральная целевая программа книгоиздания России
7289.5kb.
Учебник для вузов Под редакцией проф. С. В. Решетникова Утверждено Министерством образования
5494.36kb.
Неделя русского языка и литературы
25.78kb.
Русский язык на фоне иноязычных систем
164.97kb.
Русский язык в социальных сетях
109.85kb.
Рабочая программа предмета «Русский язык»
570.05kb.
Русский язык
68.09kb.