vmest.ru страница 1
скачать файл

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 6 г. Озёры Московской области Печникова Т.В.
Урок по курсу истории средних веков в 6 классе

«Могущество папской власти».

Цели и задачи урока: подвести учащихся к пониманию источников могущества католической церкви в Европе, охарактеризовать взаимоотношения папы и императора, показать положение папы в средневековом мире, продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: тексты документов, карта «Европа в XI – XIII вв»

План урока:

  1. Организационный момент. Настрой на работу. Формирование положительной мотивации учения.

  2. Повторение изученного материала по теме «Средневековый город».

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного.

  5. Домашнее задание

  6. Рефлексия. Итог урока.

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что в средневековой Европе XI-XIII вв. происходят большие изменения в хозяйстве: ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, происходит бурное развитие ремесла, развитие старых и появление новых городов. Многие города добиваются самостоятельности. Мы познакомились с новыми понятиями. Давайте вспомним их.

  1. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: соотнести понятия с их содержанием.

В своих блокнотах напишите ответы (не забудьте о копирке) цифрами - 1-1 или 1-2, ответы записываем в столбик.



понятие



Содержание понятия

1

мастер

1

Хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег

2

коммуны

2

Особая группа людей, занятых умственным трудом

3

цехи

3

Хранилище больших сумм денег

4

устав

4

Торговый союз купцов

5

гильдия

5

Союзы мастеров-ремесленников одной специальности, проживавшие в одном городе

6

Натуральное хозяйство

6

Города, освободившиеся от власти сеньоров

7

ростовщик

7

Правила, обязательные для всех членов цеха

8

Товарное хозяйство

8

Хозяйство, при котором продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления

9

банк

9

Хозяин и главный работник в мастерской

10

интеллигенция

10

Человек, дававший деньги в долг под проценты

2. Ребята, давайте вспомним, почему и где возникали города в период Средневековья?

Для того чтобы ответить на этот вопрос подумайте вот над чем:

Какие успехи в развитии хозяйства появились у людей к X веку?

Почему произошло выделение ремесла в самостоятельное занятие большой группы людей?

Где селились ремесленники?

Сделайте вывод.



Примерный ответ учащегося: К X веку у людей появились новые изобретения, например тяжёлый колёсный плуг, деревянная борона с железными зубьями, водяные и ветряные мельницы, хомут и подковы для лошадей. Всё это требовало большей добычи железной руды и качественной её обработки. Этим нужно было заниматься специально, а не как раньше, когда крестьянин и землю обрабатывал, и ремеслом занимался. Поэтому среди крестьян выделяются специалисты или ремесленники, которые занимаются изготовлением каких-то вещей. Для обмена своими изделиями ремесленникам нужны были людные места, поэтому они селились у мостов, в местах пересечения торговых дорог, у стен замков, церквей. Так появляются Средневековые города.

Очень часто по названию города можно определить, в каком месте он возник. Посмотрите на доску:



Давайте заполним цифрами схему, расставляя названия городов в соответствии с их происхождением:

  1. Лондон 6. Сент-Этьенн

  2. Зальцбург 7. Оксфорд

  3. Кембридж 8. Милан

  4. Страсбург 9. Франкфурт – на - Майне

  5. Париж 10. Санкт-Галлен




Средневековые города



Возникшие в античное время

Возникшие в период Средних веков



Рядом с монастырями

(«сент», «санкт»)



Рядом с замками («бург»)

На перекрёстках торговых путей («форт», «фурт», «бридж»)


3. Давайте найдём на карте «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»:

  • Города, через которые проходили сухопутные и морские торговые пути

  • Крупные торгово-ремесленные города

  • Крупные ярмарки и торги


4. Что нового внёс город в культуру и политическую жизнь Средневековья?
Город и горожане – это только часть средневекового общества. На наших уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа ещё об одной группе населения: духовенстве. Сегодня мы начинаем изучение большого раздела «Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы» Тема нашего урока:

«Могущество папской власти».

Сегодня вы узнаете о разделении церквей на западную и восточную, о борьбе светской власти с Римскими папами, источниках могущества католической церкви, вы познакомитесь с новыми понятиями, будете работать с документами.

И как всегда вам предлагается задание по новой теме: Что способствовало усилению, а что ослаблению могущества католической церкви?

Изучение новой темы.

План.


  1. Первое сословие

  2. Разделение церквей

  3. Богатства церкви

  4. Борьба пап со светской властью

  5. Могущество католической церкви.




  1. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Прочитайте в учебнике на стр. 123, что такое сословие (дома выпишите определение в словарь).

Какие же сословия называли мыслители. Я предлагаю вам прочитать и проанализировать средневековую притчу, и назвать эти сословия.

«Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю».

Соотнесите сословия средневекового общества с животными, которым их уподоблял

автор притчи.



1. Духовенство


А. . Быки


2. Рыцари


Б Овцы


3. Крестьянство


В. Собаки


. Каждое сословие выполняло свои обязанности, и ни одно не могло существовать без других “Те, кто работает”, – крестьяне и ремесленники – обеспечивали общество материальными благами. “Те, кто сражается”, – рыцари – защищали от врагов. Но самым важным сословием считались “те, кто молится” – духовенство.

Почему же это было так? В чем было значение духовенства? Священнослужители не сражались, не обрабатывали землю. Почему же они пользовались таким почетом и уважением?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо помнить, что люди средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящения себя Богу. Далеко не всякий был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за “тех, кто сражался”, и за “тех, кто работал”, спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное.


  1. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. Византийская церковь не признавала чистилища, на Востоке по-другому крестились и причащались. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения — латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же — только монахам.

В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная — православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

  1. Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину — особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество — «на помин души».

В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи — останки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов — индульгенции (в переводе с латинского значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан. Бесстыдная продажа индульгенций высмеивалась в поэзии того времени: «Риму стыд и срам: торговлю там открыли: «Коль грехи томят, раскошелься, брат, будешь чист и свят». Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, которые затем присваивала. Во всех странах Европы папство продавало доходные церковные должности.

Как вы думаете, к каким негативным последствиям вело обогащение церкви?

(падение нравов, отход от христианских заповедей представителей духовенства, падению авторитета церкви)



  1. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет. Слабость церкви была вызвана и распадом Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073—1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому. Ему приписывают авторство документа, который носит название «Диктат папы». Давайте рассмотрим его.

Диктат папы (отрывки)

  1. Римская церковь создана единым Богом.

  2. Только римский епископ по праву зовется вселенским.

  3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

  4. С отлученными им мы не должны находиться в одном и том же доме.

  5. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства.

  6. Одному папе все князья лобызают ноги.

  7. Он может низлагать императоров.

  8. В любую церковь, куда угодно, он может ставить клириков.

  9. Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его санкции.

  10. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.

  11. Никто ему не судья.

  12. Никто не смеет привести в исполнение приговор над апеллирующим к папскому престолу.

  13. Крупные дела любой церкви должны восходить до него.

  14. Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.

  15. По его изволению и разрешению подвластные ему могут жаловаться.

  16. Без собора он может низлагать и восстановлять епископов.

  17. Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью.

  18. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

Ответьте на вопросы:

  • Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.

  • Какие из помещенных здесь положений «Диктата папы» были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени?

Историческими обстоятельства приведшими к появлению этого документа стала ожесточенная борьба между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, императором Священной Римской империи. Она разгорелась из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII отлучил его от церкви, в полном соответствии с Диктатом папы.
Отлучение от церкви не было прямой военной угрозой, однако его боялись и правители и простые люди. В чём его сила? ( Для верующего человека отлучение от церкви – лишение всяких надежд на спасение в загробном мире. Не связанный с церковью человек теряет все связи с обществом. Его вассалы и подданные не обязаны ему подчиняться. Кроме того, если от церкви отлучают правителя, храмы на его земле закрываются, а значит нельзя крестить детей, отпевать покойников. Все главные жизненные события оказываются вне закона.)

Воспользовавшись отлучением, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника — в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.



  1. Католическая церковь не признавала светских границ. Именно благодаря такой структуре католическая церковь на протяжении всей своей истории сохраняла единство и сплоченность. Она объединяла вокруг себя европейские народы, и была практически единственной организованной силой в средневековой Европе.

Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198—1216), избранном папой в 37 лет. При Иннокентии III одно время казалось, что мечта Григория VII о мировом господстве папы осуществляется. Первенство папства во всех отношениях оказался реализованным. Он превзошел своих предшественников в области практического осуществления политической власти папства. Как государственный деятель, он оставил далеко позади Григория VII. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Реформы Григория VII, деятельность Иннокентия III способствовали заметному усилению церкви. В условиях фактического отсутствия сильных, централизованных государств, а также религиозного сознания населения средневековой Европы огромный вес получает духовенство. Обладая нравственным авторитетом, церковь добивается светской власти и материального богатства.



Закрепление изученного:

Что способствовало усилению, а что ослаблению могущества католической церкви?
(усиление: церковь – единая организация в раздробленной Европе; богатства церкви; влияние на верующих; пожертвования в пользу нищих, содержание больниц, приютов повышали авторитет церкви)

ослабление: падение авторитета церкви в связи с падение нравов, отходом от христианских заповедей некоторых представителей духовенства)


Домашнее задание: §15(пункты 1-5) ответы на вопросы 1-4

На доп. оценку вопрос 9 (письм.)



Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на уроке?

С какими понятиями познакомились?

Что вы делали на уроке?

Если вам понравилось, как вы работали на уроке, поаплодируйте себе и своим одноклассникам! И кроме аплодисментов я хотела бы наградить хорошими оценками следующих учащихся…….



Всем спасибо. До свидания.
скачать файл



Смотрите также:
Урок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
142.9kb.
1. Западная Европа в начале средних веков
59.71kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История Средних веков. (6 класс)
756.46kb.
Тищенко Н. Н. Приказ №58 от 31. 08. 2012г
387.43kb.
Тема: «Великие географические открытия и колониальные захваты xv-xvi»
58.62kb.
Эпоха средних веков
83.23kb.
Вопросы к экзамену по курсу История зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков
33.68kb.
Урок в 8-б классе по истории России
91.82kb.
-
487.86kb.
Урок истории в 7 классе (2часа)
116.83kb.
Урок по истории в 3 классе «Как появилось государство?»
41.05kb.
Урок по математике в 6 классе. ( урок с элементами спектакля) 2010- 2011 уч год. Ход урока
58.23kb.