vmest.ru страница 1
скачать файл





п/п

Тема раздела,

урока

Кол-

во

часов

Содержание тем

Элементы

содержания

урока

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Самостоятельная

практическая деятельность учащихся




Технология решения творческих задач

15













1

Понятие творчества и развитие творческих способностей

1

Цель, задачи, актуальность изучения предмета «Технология» в 11 классе. Содержание предмета, последовательность его изучения. Организация учебного процесса. Организация рабочего места ученика за компьютером для выполнения

самостоятельных работ, творческих

проектов в ходе изучения предмета

"Технология".

Понятия "изобретательство".

Идеи и рекомендации ТРИЗ.

Многообразие определений понятия "творчество". Понятие "творческая задача". Виды творчества. Особенности технического творчества. Основные сведения о проектировании и конструировании.


Понятие творчества и развитие творческих способностей.

Знать понятия:

Изобретательство, творчество, техническое творчество, проектирование, конструирование, конструкция, изобретение




1. Рассмотрение содержания и последовательности

изучения предмета «Технология» в 11 классе.

2. Решение задач на развитие творческого мышления и воображения.

3. Формулировка учащимися своих определений

понятий "творчество",

"творческий процесс",

определение особенностей и результатов художественного и научного творчества.


2

Метод мозговой атаки (МА)

1

Суть метода МА; психологический

эффект, положенный в основу метода МА.

Цель метода МА.

Метод А.Осборна "прямой мозговой штурм" с разделением во времени процессов генерирования идей и их критической оценки. Правила мозгового штурма. План действий по методу МА.

Приемы, способствующие генерации идей.


Основные правила мозгового штурма.

Знать понятия:

Генерация идей, аналитики, цепная реакция идей, прямой мозговой штурм, психологические барьеры, экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия



1. На основе тестов выделение группы учеников-

генераторов идей и аналитиков.

2. Решение поставленных

учителем проблем методом МА.



3

Метод контрольных вопросов

1

Суть метода контрольных вопросов.

Назначение и основа эффективности контрольных вопросов.

Как и с какой целью можно сочетать этот метод с методом МА. Список контрольных вопросов А. Осборна.


Суть метода контрольных вопросов.

Знать понятия:

Специально подготовленные вопросы, универсальные опросники



1. Изучение двух списков

контрольных вопросов -

А. Осборна и Т. Эйлоарта.

2. Решение поставленных

учителем проблем методом контрольных вопросов.


4

Метод обратной мозговой атаки

1

Суть метода обратной МА. При решении каких задач может использоваться метод обратной МА; примеры. Психологическая инерция мышления как основная помеха при решении изобретательских задач по

поиску недостатков у объекта и их

устранению. "Диверсионный" метод как разновидность метода обратной МА, цели его использования. Недостатки метода обратной МА.


Суть метода обратной мозговой атаки.

Знать понятия:

«Диверсионный» метод, обратная мозговая атака



1. Изучение презентации

с задачами и их решения-

ми, вскрывающими действие инерции мышления.

2. Изучение проблемных

заданий. Их решение методом обратной МА.

3. Тестирование учащихся.



5

Синектика

1

Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики. Отличие между методами «синектика» и «МА». Определение синектики как метода поиска

решений творческих задач. Типы аналогий, используемые синектиками.

Методика и этапы поиска при решении задачи методом синектики.

Понятие цепочки аналогий.



Суть метода.

Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия

1. Изучение раздаточного

материала о типах аналогий, используемых синекиками.

2. Решение поставленных

учителем задач методом синектики.



6

Морфологический анализ

1

Суть метода морфологического

(типологического) анализа.

Понятие "морфологический ящик

(матрица)". Этапы решения задачи методом морфологического анализа. Примеры решения задач этим методом.

Области применения метода.

Достоинства и недостатки метода

морфологического анализа.


Суть метода. Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа её параметров

Знать понятия:

Морфологический анализ, морфологические признаки, морфологический ящик (матрица), экспертные оценки



1. Изучение раздаточного

материала об этапах решения задачи методом

морфологического анализа и примера морфологической матрицы.

2. Решение поставленных

учителем задач методом

морфологического анализа



7

Морфологические матрицы

1

Сущность морфологической матрицы.

Случаи, когда целесообразно применять двумерную матрицу. Преимущества многомерных матриц в сравнении с двумерными. Матрицы, с помощью которых можно решать управленческие проблемы.



Правила составления матриц.

Знать понятия:

Двумерная матрица, многомерная матрица, анализ и синтез вариантов.



1. Изучение раздаточного

материала о правилах составления многомерной

матрицы.

2. Решение поставленных

учителем задач методом

построения морфологических матриц и анализа её параметров.



8

Ассоциации и творческое мышление

1

Понятие термина "ассоциации".

Сущность ассоциативного мышления. Процесс генерирования ассоциаций; установление ассоциативного перехода разной длительности. Первичные и дополнительные ассоциации. Отличие метода ассоциаций от метода морфологического анализа.



Ассоциации и творческое мышление

Знать понятия:

Ассоциации, генерирование ассоциаций, первичные ассоциации, дополнительные ассоциации, ассоциативный переход, шаги ассоциативного перехода



1. Выполнение заданий на

развитие ассоциативного

мышления:

- установление ассоциативного перехода между понятиями;

- составление рассказа из 3-4 предложений, где в

каждом предложении используются три заданных

учителем слова.

2. Применение для установления ассоциативных

связей пословиц, отрывков из стихотворений, рассказов.

3. Использование ассоциаций для выявления нетривиальных свойств рассматриваемого понятия.



9

Метод фокальных объектов (МФО)

1

Пояснение название метода (что

означает "фокальный"). Суть метода фокальных объектов (за счет чего удаётся преодолеть инерцию мышления).

Области применения метода. Этапы решения творческих задач методом фокальных объектов. Примеры решения задач МФО.


Этапы решения задачи с помощью МФО

Знать понятия:

Фокальный объект, случайно выбранные объекты, психологическая инерция



1. Изучение раздаточного

материала об этапах решения творческих задач МФО.

2. Решение поставленных

учителем задач МФО (за-

дач на совершенствование

конструкций, устройств, на поиск поиска новой идеи рекламы, оригинального оформления товаров).



10

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

1

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций как развитие МФО. Отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО. Определение понятия "гирлянда ассоциаций как развитие МФО. Отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО. Определение понятия "гирлянда ассоциаций", создаваемая специально; понятие "гирлянда синонимов объекта".

Последовательность решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций.



Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Знать понятия:

Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объектов



1. Изучение раздаточного

материала об этапах решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

2. Решение поставленных учителем задач:

– на составление ассоциативной цепочки шагов "объект – характеристика,

– на выявление новых

Возможностей и функций объектов путём соединения гирлянд.




11

Функционально – стоимостный анализ (ФСА)

1

Поиск путей снижения стоимости и

повышения качества продукции и ФСА. Суть метода ФСА. Цель метода ФСА (как нахождение резервов повышения экономической отдачи производства). Актуальность метода ФСА в условиях рыночной экономики как метода экономии и бережливости. Главные принципы ФСА. Примеры поиска резервов улучшения конструкции изделий. Процедуры проведения ФСА.

Примеры решения задач методом ФСА.


Функционально – стоимостный анализ (ФСА). Примеры задач, решаемых с помощью ФСА.

Знать понятия:

Функционально-стоимостный анализ, взаимосвязь «функция-стоимость», поиск скрытых резервов



1. Изучение раздаточного

материала о последовательности процедур проведения ФСА.

2. Решение поставленных

учителем задачи методом ФСА.

3. Организация деловой игры поискового характера с привлечением метода ФСА.


12

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

1

Понятие "алгоритм". АРИЗ – на что

ориентирует этот метод при решении технических задач. Понятие

"техническое противоречие (ТП)".


Суть метода АРИЗ Правила АРИЗ.

Знать понятия:

АРИЗ, техническая система, техническое противоречие, физическое противоречие, ИКР, психологическая инерция, РВС, метод маленьких человечков, вепольный анализ, веполь, вещество, поле



1. Изучение процедур АРИЗ.

2. Решение поставленных

учителем задач с привлечением процедур АРИЗ, приёмов моделирования ситуаций (методов "операторы РВС", "ММЧ",

"вепольный анализ").



13

Изобретения. Рационализаторские предложения.

1

Понятие "патент". Цель выдачи (и

получения) патента. Критерии патентоспособности (новизна, промышленная применимость, неочевидность). Понятие "формула

изобретения".


Изобретения. Рационализаторские предложения.

Знать понятия:

Изобретение, патент, формула изобретения, аналог изобретения, прототип изобретения, заявка на изобретение, критерии патентоспособности, товарный знак и знак обслуживания



1. Рассмотрение органиации сборников, описывающих изобретения.

2. Моделирование ситуации: вы изобрели объект и

вам следует описать изобретение по установлен-

ному плану (бланку).



14

Создание творческого проекта.

1

Определение понятий "проект",

"проектирование". Когда возникает

необходимость проектирования

объектов. Проектирование как акт

предпринимательской деятельности.


Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений

Знать понятия:

Инженерное предпринимательство, проектирование, рационализаторское предложение, себестоимость предпринимательского проекта, статьи расходов, предприимчивость конструктора, предприимчивость технолога, финансирование инженерных проектов



1. Изучение примера проекта предпринимательского характера (его изложения и обоснования).

2. Решение задачи на рас-

чет себестоимости, расчет

прибыли от производства

заданного изделия.


15

Итоговый урок по теме: « Технология решения творческих задач».


1

Статьи расходов, определяющие

стоимость проекта. Особенности финансирования долгосрочных и

простых проектов. Двуединая задача конструирования деталей тех.

объектов. Себестоимость проекта,

из чего складываются её показатели. Понятие "КИМ".


Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений

Уметь выполнять творческий проект

3. Рассмотрение пути, который

проходит заданное изделие от изначального состояния до готового изделия

4. Составление бизнес-

плана по реализации инженерного проекта.







Экологические проблемы. Природоохранные технологии

9













16

Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду.

1

НТР и ее влияние на экологическую

ситуацию. Основные направления

НТР. Энергетические потребности

и энергетические расходы в разные

исторические периоды


Использование ядерной энергии. Захоронение отходов.

Знать понятия:

Ядерная энергия, информационные технологии, альтернативное земледелие



Запись основных понятий

и положений. Решение

кроссворда


17

Глобальные проблемы человечества.

1

Глобальные экологические проблемы.

Информационный мир и экология. Альтернативное земледелие.

Демографический взрыв.

Энергетика и экология.



Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.

Знать понятия:

Демографический взрыв, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые источники энергии.



Оценка запыленности

воздуха


18

Энергетика и экология.

1

Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции.

Резервы энергетической промышленности. Нетрадиционные источники получения энергии



Потребности человечества в энергии. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Нетрадиционные источники получения электрической энергии.

Знать понятия:

ТЭЦ, ГЭС, АЭС, СЭС, ГеоТЭС, альтернативные источники энергии, биогаз



Оценка уровня радиации.

Разработать банк идей

экономии энергии в быту


19

Загрязнение атмосферы.

1

Кислотные дожди. Парниковый

эффект. Озоновые дыры



Влияние промышленности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры.

Знать понятия:

Кислотные дожди, парниковый эффект, фреоны, озоновые дыры, биоиндикация,

ПДК


Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей.

Оценка качества пресной

воды.


20

Загрязнение гидросферы.


1

Значение вода. Источники загряз-

нения питьевой воды. Проблема

дефицита питьевой воды. Нефтяная

промышленность и загрязнение воды. Технологии очистки питьевой

воды. Технологии очистки сточных

вод.


Особенности загрязнения гидросферы. Методы защиты гидросферы.

Знать понятия:

Гидросфера, «цветение» водоема, закисление вод



Оценка запыленности

воздуха.


Разработка комплекса

технологии по улучшению качества воздуха и

питьевой воды


21

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

1

Химизация сельского хозяйства

нитраты, нитриды, диоксины, пестициды. Рациональное использование лесов и пахотных земель. Сохранение биологического

разнообразия на планете


. Химизация в сельском хозяйстве. Нитраты и нитриты. Диоксины. Пестициды. Сохранение биологического разнообразия на планете.

Знать понятия:

Химизация,нитраты, нитриты, диоксины, пестициды.



Определение наличия

нитратов и нитридов в

пищевых продуктах


22

Природоохранные технологии.

1

Экологический мониторинг. Природосберегающие технологии. Экологическое сознание и мораль

Экологический мониторинг. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Экологически устойчивое развитие человечества.

Знать понятия:

Мониторинг, экологическая экспертиза, утилизация, безотходная технология, устойчивое развитие



Разработка проекта природоохранной деятельности школы

23

Экологическое сознание и экологическая мораль.

1

Экологические знания, экологическое мышление, экологическая мораль, экологические ценности, эко-

логически оправданное поведение.



Экономия ресурсов и энергии.

Знать понятия:

Неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль



Разработка проекта природоохранной деятельности школы

24

Итоговый урок по теме: «Экологические проблемы. Природоохранные технологии».





Экологические знания, экологическое мышление, экологическая мораль, экологические ценности, эко-

логически оправданное поведение.



Экономия ресурсов и энергии.

Знать понятия:

Мониторинг, экологическая экспертиза, утилизация, безотходная технология, устойчивое развитие






25

Технология профессионального самоопределения и карьеры

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда



10

1


Понятия «деятельность», «профессиональная деятельность».

Разделение труда. Специализация

труда.


Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

Знать понятия:

Деятельность, профессиональная деятельность, цель, задачи, функции профессиональной деятельности, разделение и специализация труда



Определение целей и за-

дач своей профессиональной деятельности.

Запись основных терминов и понятий.


26

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

1

Области профессиональной деятельности «человек – природа»,

«человек – знак», «человек – техника», «человек – человек», «человек

– художественный образ».


Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Знать понятия:

Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар



Запись основных терминов и понятий.

Заполнение таблиц «Основные компоненты моей будущей профессиональной деятельности, их содержание»



27

Понятие культуры труда

1

Понятие культуры труда, ее структура и содержание основных компонентов. Технологическая дисциплина как компонент культуры труда. Рабочее место. Требования к рабочему месту. Техника безопасности. Эффективность производства

Понятие культуры труда. Рабочее место. Техника безопасности. Дизайн.

Знать понятия:

Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства



Составление схемы «Мое

рабочее место».

Определение эффективности различных видов трудовой деятельности

(решение задач).



28

Профессиональная этика

1

Мораль и этика: сущность понятий.

Профессиональная этика, ее основные виды. Основные принципы

профессиональной этики.


Профессиональная этика.

Знать понятия:

Мораль, этика, профессиональная этика



Составление перечня этических норм своей профессиональной деятельности

29

Профессиональное становление личности

1

Основные этапы профессионально-

го становления личности: профессиональное самоопределение, профессиональная обученность,

профессиональная умелость, профессиональное мастерство и творчество.


Профессиональное становление личности

Знать понятия:

Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое



Составление перечня

профессиональных умений и навыков, необходимых для выбранной

профессиональной деятельности


30

Профессиональная карьера


1

Понятие «карьера», «профессиональная карьера». Виды профессиональной карьеры. Карьера и карьеризм. Уровень притязаний. Призвание

Профессиональная карьера

Знать понятия:

Карьера, профессиональная карьера, уровень притязаний, призвание.



Составление плана своей

профессиональной деятельности



31

Подготовка к профессиональной деятельности Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

1

Понятие «профессиональная подготовка». Рынок труда и его требования к профессионалу. Уровни профессиональной подготовки: первоначальная, начальная, средняя, Высшая. послевузовская профессиональная подготовка

Подготовка к профессиональной деятельности

Знать понятия:

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.



Составление плана получения выбранной профессии

32

Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

1

Понятие «профессиональная подготовка». Рынок труда и его требования к профессионалу. Уровни профессиональной подготовки: первоначальная, начальная, средняя, Высшая. послевузовская профессиональная подготовка.

Подготовка к профессиональной деятельности

Знать понятия:

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.



Разработка проекта «Мой

выбор», его оформление.



33

Итоговый урок по теме: «Технология профессионального самоопределения и карьеры». Творческий проект «Моя профессиональная карьера»

1

Цели и задачи проекта. План действий при выполнении проекта.

Оформление и защита проекта.



Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Знать последовательность выполнения проекта.

Разработка проекта «Мой

выбор», его оформление.



34

Итоговый урок по теме: «Технология профессионального самоопределения и карьеры».


1

Цели и задачи проекта. План действий при выполнении проекта.

Оформление и защита проекта.



Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Уметь самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Защита проекта.
скачать файл



Смотрите также:
Урока Кол- во часов Содержание тем Элементы содержания урока
181.05kb.
Урока Наименование раздела программы Тема урока Кол во часов Тип урока Элементы содержания
214.1kb.
Урока Содержание (разделы, темы) кол- во часов Дата проведения Оборудование урока
116.13kb.
Урок Тема урока Основное содержание урока Теория эволюции (40 часов) 1
285.85kb.
План-конспект урока Тема урока: «Полупроводниковый диод» Цели урока: Обучающие: Ознакомить учащихся
39.61kb.
П. Анализ структуры и организации урока
158.78kb.
Урок 2: Структура и содержание Рабочая тетрадь Содержание: План План урока
131.66kb.
Тип урока: повторительно-обобщающий
125.1kb.
Урока по математике в 5 классе. Тема урока: Смешанные числа Класс: 5
82.27kb.
Методическая разработка интеграционного урока химии и мировой художественной культуры (9 класс)
130.64kb.
План урока № тема №4: Зрительные иллюзии в одежде тема урока: Иллюзии. Цель урока: Обучающая
23.46kb.
«Неметаллы»
250.45kb.