vmest.ru страница 1
скачать файл

Рабочая программа учителя химии и биологии

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3

села Садовое Красноармейского района Саратовской области»

Вицинской Людмилы Петровны

по химии в 10 классе

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года ,примерной программы по химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2009.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).

Количество контрольных работ за год – 2 часа

Количество практических работ за год – 2 часа

Форма промежуточной аттестации-тестирование.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения.


В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических со единений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

план


Дата

факт


Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему
















Введение

1
















1

Предмет

органической химии.






1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Пар.1




ТЕМА 1. Теория строения органических соединений

2
















2

Основные положения теории химического строения органических соединений




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Органическая химия. Авт. Л.А. Цветков, стр.10, вЗ,4, стр.13, вб. Учебник «Химия 10 класс» (базовый уровень) О.С.Габриеляна, стр.20, в 1,2.

3

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.




1







Комбинированный.

Дидактический материал по химии для 10 класса. Авт. A.M. Радецкий, стр.4, работа 1, вар.1, в1, вар.З, в1; стр.7, работа 2, вар.1, в1, вар.2, в1, вар.З, в1, вар.4, в1; стр.6, работа 1, вар.1, вЗ, вар.2,




ТЕМА 2. Углеводороды и их природные источники

9
















4

Природный газ. Алканы.




1







Комбинированный

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 104,105,112,120. Дидактический материал по химии для 10 класса. Авт. A.M. Радецкий, стр.7,

5

Этилен




1







Комбинированный

Пар. 4, в.1-3

6

Понятие об алкадиенах с двумя двойными связями.

Каучуки





1







Применение ИКТ

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 20, 106,107,113

7

Алкины. Ацетилен




1







Комбинированный

Пар.6, № 4-6

8

Арены. Бензол




1







Комбинированный

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 115, вар.1, в2А, вар.2, 2Б, вар.З, в2, вар.4, в2.

9

Нефть. Состав

и переработка






1







Комбинированный Применение ИКТ

«Органическая химия» Л.А. Цветкова, стр.93, в16.

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»




1







Комбинированный

Тесты по химии

11

Решение задач и упражнений




1







Комбинированный

Карточки

12

Контрольная работа по темам «Теория строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники».




1







Урок контроля знаний, умений и навыков.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 79.




ТЕМА3.Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе


10
















13

Единство химической организации в живых организмах.Спирты.




1







- Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 124. Дидактический материал по химии для 10 класса. Авт. A.M. Радецкий, стр.45, работа 2, вар.2, в2

14

Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных многоатомных спиртах.




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр.32, 119. Дидактический материал по химии для 10 класса. Авт. A.M. Радецкий, стр.29, работа 1, вар.1, в1, вар.2, в1, вар.З, в1, вар.4, в1. Учебник «Химия 10 класс».

15

Фенол. Каменный уголь




1







Комбинированный.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 51. Дидактический материал по химии для 10 класса.

16

Альдегиды. Получение, свойства, применение..




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочныеработы стр.40-41

Сборник задач и упражнений Хомченко задачи 24.7-24.9



17

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия 10 класс» стр.85 вар1 задание 1а,б,г. Вариант2 задание 1а, б,г

18

Химические свойства уксусной кислоты , общие свойства с неорганическими кислотами




1







Комбинированный.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия 10 класс» стр.55 в.13 стр122

19

Сложные эфиры и жиры




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия 10 класс» стр 65, 122 Габриелян стр.111, в.5

20


Глюкоза - аль-дегидоспирт. Химические свойства и применение глюкозы на основе её свойств.




1







Комбинированный

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы стр.124-125. Учебник стр 75 в.3, 4

21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие соединения»




1







Комбинированный

Работа по карточкам

22

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие соединения




1







Урок контроля

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия 10 класс» стр. 47, 85




ТЕМА4.Азотсодержащие органические соединения


7
















23

Понятие об аминах. Анилин как органическое основание.




1







Комбинированный

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия» стр.59 в.12, стр.94 вар1 задание1, стр.95 вар2 зад1

24

Аминокислоты.

Получение. Химические

свойств





1







Комбинированный

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия»ст.55, стр95 вар3задание1 стр.125

25

Белки. Нуклеиновые кислоты.




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 57,58,61,63,95-96.

26

Практическое занятие №1. Идентификация органических соединений




1







Урок контроля знаний, умений и навыков

Учебник «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, практическая работа №1, стр.174. ТБ №46.

27

Генетическая связь между классами органических соединений.




1







Комбинированный

Работа по карточкам

28

Решение задач на вывод молекулярных формул




1







Комбинированный

Проверочные работы к учебнику

29

Контрольная работа №2 по теме Азотсодержащие органические вещества




1







Урок контроля

Не задано




ТЕМА5.Биологически активные органические соединения


2
















30

Химия и здоровье. Ферменты.




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Пар.19

31

Витамины. Гормоны.

Лекарства






1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Пар.20




ТЕМА 6. Искусственные и синтетические органические соединения


3
















32

Искусственные полимеры.




1







Комбинированный.

Применение ИКТ



Учебник «Химия 10 класс». Базовый уровень. Авт. О.С. Габриелян, стр.160, в1,3,5,6.

33

Синтетические полимеры.

Практическое занятие №2. Распознавание пластмасс и волокон






1







Комбинированный.

Практическая работа



Учебник «Химия 10 класс». Базовый уровень. Авт. О.С. Габриелян, стр.167, в1,2,3.

Учебник стр 181



34

Итоговое тестирование




1







Урок контроля знаний, умений и навыков

Тесты



Содержание программы «Органическая химия»

Введение (1 ч.)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.



Тема 1. Теория строения органических соединений (2 ч.)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 ч.)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».



Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (10 ч.)

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Углеводы, их классификация: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойной функцией –альдегидоспирт. Химические свойства, применение.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (7 ч.)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.



Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 ч.)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.



Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3 ч.)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.



Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;


уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И.Теренина. – М.: Дрофа, 2007. - 300с.

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2006.-218с;

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.11 класс: Учеб.пособие для образовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2003.-304с.

Дополнительная литература для учителя:

Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.



Дополнительная литература:

Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.



Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
скачать файл



Смотрите также:
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Черных Елены Ивановны на 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
679.02kb.
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «История» 5 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
350.1kb.
Ермаков Сергей Александрович 2013/2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
238.49kb.
Рабочая программа по химии для 11 класса на 2013-2014 учебный год количество часов в неделю 2 учителя химии и биологии
428.57kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Панариной Наталии Владимировны по учебному курсу «литература» 9 «Б» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
449.5kb.
Кузьминой Марианны Григорьевны (I квалификационная категория) по «истории»» 7 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
295.89kb.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень)
248.32kb.
2012 г. Учебный план дополнительного образования учащихся на 2012-2013 учебный год Пояснительная записка к учебному плану блока дополнительного образования нноу «сош «Олимп-Плюс» на 2012-2013 учебный год
89.37kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на 2013 2014 учебный год
1193.38kb.
Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
421.41kb.