vmest.ru страница 1
скачать файл

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Часть 3

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации? Давайте попробуем перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но и необходимо. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо.

Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста.

Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие Речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т. п. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Безусловно, если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых — обязательное условие успеха.

Очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется “разрываться” в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: “Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты пойми и меня, я чувствую ...”. После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: “Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится”.

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали “да”, а завтра “нет”, не объясняя причин, или после детских приставаний вы “сдались!”, тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать “новые кнопки”.

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает “можно” и “нельзя”? На помощь приходит игра “Солнышки”, в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: “Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь, и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз”. (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.



Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Это удобно делать в письменном виде. Возможно, семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть “хорошим” трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — “Если сделаем так, то будет еще лучше”, в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИИ (продолжение)

25. Ролевая гимнастика

а) Рассказать известное стихотворение следующим образом:

шепотом;

с пулеметной скоростью;

со скоростью улитки;

как робот;

как иностранец.



б) Походить как:

младенец;

глубокий старик;

лев.



в) Улыбнуться как:

кот на солнышке;

само солнышко.

г) Посидеть как:

пчела на цветке;

наездник на лошади;

Карабас-Барабас.



д) Попрыгать как:

кузнечик;

козлик;

кенгуру.



е) Нахмуриться как:

осенняя туча;

рассерженная мама;

разъяренный лев.



Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

26. Новоселье

Детям предлагается нарисовать свои портреты и “поселить” их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.

27. Рисуем сказочных героев

Детям предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обратите внимание ребенка на особенности рисунка:

каким цветом какие герои нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему;

на каких героев они хотели бы быть похожи; что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку и т. д.

28. Сказка по кругу

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках “волшебную палочку”, сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого. Но, по мере развития сюжета, эти трудности обычно проходят.

29. Сидящий и стоящий

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения “сверху” и “снизу”. После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.

30. Беседа “Как правильно дружить”

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в “Правила дружбы”. Некоторые из них мы предлагаем вам ниже; в ходе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

_ Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно,. не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

—               Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:

Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.

Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.

Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.



31. “Цветик-семицветик”

Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

а) Для этой игры вам понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т. к.

в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они “совершают полет”, обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по 7 желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки в две коробочки — красную и желтую. После того, как собраны все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к его владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все 7 желаний. Условие — не повторяться.

Проводя игру, поощряйте те желания, которые связаны с желанием позаботиться о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее. Не забудьте заверить детей, что их желание обязательно сбудется.

32. Разыгрывание ситуации.

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

два мальчика поссорились — помири их;

ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.



Можно использовать для разыгрывания и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгрывании хороню использовать такой прием, как “обмен ролями”, когда дети меняются ролями в ходе разыгрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

33. ” Подушечные бои” (для детей с 5 лет)

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть “Сражение двух племен” или “Вот тебе за...”

замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

34. “Выбиваем пыль” (для детей с 4 лет)

Каждому участнику достается “пыльная” подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее “почистить”.

35. “Детский футбол” (для детей с 4 лет)

Вместо мяча — подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый — судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель — забить в ворота гол.

замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

36. “Падающая башня” (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмом запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа: “А-а-а”, “Ура!” и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив ее стены.

ЗАМЕЧАНИЕ:

1. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

2. После каждого штурма “болельщики” издают громкие крики одобрения и восхищения: “Молодец!”, “Здорово!”, “Победа!” и т. д.

37. “По кочкам” (для детей, с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным “лягушкам” тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают:

Ква-ква, подвинься!” Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в “болото” соседку, и та ищет себе новую кочку.



замечание: Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между “лягушками” дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход

38. “Уходи, злость, уходи!” (для детей с 4 лет)

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком “Уходи, злость, уходи!” Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу “звезды”, широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

предостережение: Следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

39. “Брыкание” (для детей с 6 лет)

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется “нападению” и при этом громко кричит: “Нет!” Упражнение длится 2—3 минуты, затем пары меняются ролями.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:

1. “Нападающий” давит только руками, а не телом.

2. Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.

40.“Два барана” (для детей с 5 лет)

Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг Другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.



замечание: Следите, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

41. “Курицы и петух”

На скамейке-“насесте” тесно стоят “курицы”, крепко уцепившись ступнями. “Петух”, заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг “насеста". Неожиданно он толкает одну из “куриц”. Та должна удержаться на “насесте”, не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится петухом.

42. “Штурм крепости” (для детей с 5 лет)

Из попавшихся “под руку” небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т. д. — все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч — “пушечное ядро”. По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — “крепость” — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

43. “Тигр на охоте” (для детей с 5 лет)

Взрослый — тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5—6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: “Ха!” Тигрята делают все это с ним одновременно.

44. “Жужа” (для детей с 6 лет)

Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за “обидчиками” вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.



замечание: Взрослый следит за формой выражения “дразнилок”. Они не должны быть обидными и болезненными.

45. “Переезд” (для детей с 5 лет)

Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А теперь представьте, что здесь можно изменить. Передвиньте стулья, столы — все, что под силу, поменяйте местами книги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.

46. “Час тишины и час "можно"” (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час “можно”, когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.

замечание: “Часы” можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

47. “Ругаемся овощами” (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: “Ты — огурец”, “А ты — редиска”, “Ты — морковка”, “А ты — тыква” и т. д.

замечание: Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

48. “Нет! Да!” (для детей с 5 -лет)

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат “Нет! Нет!”. Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат “Нет!”, “Нет!”.

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже “Да! Да!”, заглядывая друг другу в глаза.
Продолжение следует
Материал представлен педагогом-психологом

Регионального социопсихологического центра

в МБУ СОШ № 23 Центрального района г.о. Тольятти

Фадеевой М.П.






скачать файл



Смотрите также:
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется
132.85kb.
Решение проблемы: от кого наших детей надо защищать и кто защитит наших детей
171.53kb.
1. Наблюдаются ли изменения личности близкого Вам человека, когда он/она употребляет алкоголь
30.73kb.
Задание 1 I прочитайте, вставьте пропущенные буквы
165.85kb.
Как можно заподозрить, что ребенок начал принимать наркотики?
25.42kb.
Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, демонстрирующем плохое поведение.
35.19kb.
Как поощрять ребенка в семье (развитие ответственности и мотивации)
16.42kb.
Перевод Ирины Киселёвой by Marek Modzelewski
675.45kb.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению младших школьников
264.68kb.
Хэллоуин традиционно отмечается в День всех святых
19.58kb.
Детские страхи
64.49kb.
В 4-5 лет дети задают вопросы, которые начинаются со слов почему, зачем. Например: Почему машина приехала?
43.17kb.