vmest.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кытмановская средняя общеобразовательная школа № 2



(из опыта работы

учителя начальных классов

Прониной М.П.)

Пронина Марина Поликарповна,

учитель первой квалификационной категории,

образование высшее

с.Кытманово

2008 год


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

стр.


  1. Актуализация 3




  1. Проблемы подготовки ребенка к школе 4




  1. Теоретическое обоснование 5




  1. Сущность 6-12




  1. Результативность работы 13




  1. Список используемой литературы 14




  1. Приложения 15-41



  1. Актуализация

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения саму систему образования и воспитания подрастающего поколения. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право учреждениям дополнительного образования работать с детьми дошкольного возраста по различным программам.

Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс.

В обществе наметились две устойчивые группы детей: организованных (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). При этом, часть детей, как «организованных», так и «неорганизованных» могут посещать подготовительные классы (на базе школы) или центры раннего развития (при учреждениях дополнительного образования).

Не все дети, проживающие в сельской местности, в современных условиях имеют возможность посещать детский сад и учреждения дополнительного образования. Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создает проблемы, как для самих детей, их родителей, так и для учителей начальной школы. Учителю, принимающему детей разной степени подготовленности в первый класс, приходится осуществлять корректировку уровней подготовки. Существующая практика подготовки ребенка в дошкольном учреждении так же не снимает разноуровневость готовности, так как в каждом детском саду создается своя программа для подготовительной группы, зачастую дублирующая содержание образования 1 класса начальной школы.

Решать проблему преемственности дошкольного и школьного образования возможно лишь через реализацию единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.


2. Проблемы подготовки ребенка к школе
Анализ современной практики подготовки ребенка к школе на базе детского сада, центра дополнительного образования высветил ряд проблем:


  1. Ориентация педагогов на информационно-рецептурные способы обучения; на принципы послушания, подражания и повторения; односторонность педагогических воздействий.

  2. Механический перенос в детский сад школьных форм и методов обучения, предметной системы преподавания.

  3. Тактика дублирования в начальной школе того, что уже получил ребенок в детском саду.

Реализация программы по предшкольной подготовке «Школа радости» способствует решению таких актуальных на сегодняшний день проблем как:




  1. Развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не охваченных сетью дошкольных учреждений.

Дети, посещающие «Школу радости», так называемые «домашние дети», по тем или иным причинам не посещают дошкольные учреждения и не получают целенаправленного развития, т.к. родители часто не имеют представления об особенностях усвоения дошкольниками знаний, не владеют методикой обучения.

  1. Организация преемственности в обучении и воспитании детей на ступенях дошкольного и начального образования, а именно, этот переход создает значительные психологические трудности для ребенка.

Современные исследования показывают, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся в школе является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения и низкий уровень интеллектуального и личностного развития детей на момент поступления в 1 класс. Поэтому для обеспечения успешности обучения ребенка в школе важна правильная организация развития, обучения и воспитания детей в дошкольный период с учетом преемственности дошкольного и начального образования.

3. Теоретическое обоснование
Теоретическим обоснованием по предшкольной подготовке «Школа радости» являются следующие положения.

Первое – концепция самоценности периода развития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка – амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику.

Работа в этом русле предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно более раннему решению школьных задач), а расширение возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.



Второе – развитие способностей. Способность позволяет ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него опыт, анализировать новую ситуацию, находить решение различных задач.

Ценность развития направляет внимание педагога на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность здоровья требует создания условий для сохранения и укрепления детского здоровья (как телесного так и душевного), приобщения детей к здоровому образу жизни.

Ценность детства акцентирует внимание педагога на том, что детство – это неповторимый самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью и готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создание условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманные отношения рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Именно на данной ценностной основе построена работа с детьми по предшкольной подготовке «Школа радости».




4. Сущность
Готовность ребенка к школе

Одним из аспектов готовности ребенка к школе является соответствующее возрасту общее физическое развитие. Однако у значительной части детей по данным Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины МЗ РФ по комплексу медицинских и психолого-педагогических приемов 25-40% детей 6-летнего возраста не готовы к школьному обучению, более 70% школьников имеют те или иные признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Переходный к школе период, по данным медицинских исследований, связан со значительными потерями физического и психического здоровья детей в силу резкого повышения умственных и физических нагрузок. Поэтому важно осуществить плавный переход к школе с постепенным освоением ее требований на основе здоровьесберегающих технологий.



Цель предшкольного образования – обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребенка, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и обеспечить успешное их вхождение в новое образовательного пространство.

Сущность «переходного» периода заключается в том, что ребенок еще не в состоянии осознать, определить те проблемы и трудности в познании, общении, которые могут оказаться препятствием в дальнейшей школьной жизни. Поэтому миссия педагога состоит в том, чтобы заметить эти трудности и проблемы, определить содержание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей и другой помощи, которая позволит ребенку обрести статус, адекватный возможностям данного возраста и индивидуально-психологическим особенностям.



Задачи предшкольного образования:

  1. Создать условия для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционально-волевого и художественно-эстетического развития детей в соответствии с возрастом.

  2. Способствовать становлению базиса личностной культуры ребенка с учетом детской субкультуры.

  3. Способствовать развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой деятельности и других видов деятельности, во взаимодействии с образовательной средой.

  4. Обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде.

  5. Способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

  6. Обеспечить профилактику дисгармонии в развитии личности и коррекцию неблагоприятных линий развития её эмоционально-волевой, познавательной сфер.

Образовательная программа предшкольной подготовки предусматривает развитие личности ребенка по следующим направлениям:

—развитие познавательной активности и познавательных процессов (образного мышления, памяти, воображения, контекстной речи);

—становление личностной культуры ребенка (культуры общения и межличностных отношений, культуры познавательной деятельности, культуры речи, культуры эмоций чувств, культуры поведения, культуры игровой деятельности, культуры труда, культуры здоровья, культуры личной безопасности);

—формирование товарищеского отношения к сверстникам, интереса и потребности к совместным занятиям с ними;

—развитие воли ребенка, сознательного управления своим поведением, внешними и внутренними действиями, формирование умений добиваться принятой цели и преодолевать трудности;

—развитие соподчиненности мотивов поведения, инициативы, самостоятельности;

—развитие самосознания и адекватной самооценки ребенка; понимание своего места в системе общественных отношений; пробуждение внимания к собственной внутренней жизни;

—воспитание культуры эмоций и чувств: осознание своих переживаний, выражение вербальными и невербальными средствами, овладение элементарной эмоциональной саморегуляцией.



Организация занятий

В предшколе преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач. Воспитание и обучение осуществляются через формирование собственной деятельности ребенка. Собственная деятельность детей школьного возраста - игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры, игры, стимулирующие поисково-экспериментальное поведение, дидактические игры, строительные, трудовые, технические, конструкторские игры, игры на знакомство, подвижные, коммуникативные, пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи, игры - устремления, игры-тренинги, воздействующие на психологическую сферу.

Основная деятельность - игровая. Она является важнейшим фактором развития личности ребенка. Игра является эмоциональной основой детского коллектива, раскрепощает детей, развивает их коммуникативные, творческие способности, инициативу, снимает усталость мышц. Появляется переходная форма деятельности - учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: oн задает мотивы, учит ставить задачи, показывает способы их решения, оценивает результат.

Игровая деятельность детей 6-ти лет становится средством организации жизни детского общества, способствует укреплению устойчивых детских игровых объединений, их расширению и взаимодействию. В игре совершенствуется сотрудничество, дети охотно подчиняются игровым правилам и требуют этого от всех членов игровой группы. Успешно осуществляется дальнейшее психическое развитие ребенка в игре (обогащается воображение, память, мышление, речь и др.), развивается активность при создании и реализации игровых замыслов.

Игра также является одной из форм организации занятий. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие – игра, игра – путешествие, занятие – сказка и т.д.), так и структурная часть занятия (формулирование в игровой форме задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры – драматизации с участием различных персонажей; организации объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно – ролевые игры).

Программа предусматривает реализацию других форм организации занятий, таких как экскурсия, беседа, викторина, практические занятия, прогулка, праздники, творческие выставки работ детей.


Требования к построению занятия в системе развивающего обучения


  1. Занятие проводится не ради самого занятия, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы пройти вопросы по программе, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и психическое развитие личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

2. Изменения в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему убеждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих ребят.

3. Центральный компонент любого занятия – организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.


  1. Успех обучения зависит не только от внешних факторов, совершенствования методики, мастерства учителя и т. д., но и от внутренних условий – индивидуально - психологических особенностей учащихся.


Личностно-ориентированные технологии обучения, используемые в работе предшкольной подготовки.
В основе системы образования предшкольной подготовки - развивающее обучение.

«Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: обучаемый превращается в субъект познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность обучаемых в ходе выполнения учебных заданий». («Профессиональная педагогика» - М.,1997г., стр. 506)

В рамках развивающего обучения программа реализует личностно – ориентированные технологии обучения, базирующиеся на принципах гуманистического направления психологии и педагогики. К ним относятся такие технологии как:


  • обучение в сотрудничестве,

  • метод проектов,

  • разноуровневое обучение.

Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют единую дидактическую систему, в которой ребенок – центральная фигура; деятельность познания является главной; самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний ребенка становятся приоритетными; совместные размышления, дискуссии, исследования – основные пути развития личности, а создание условий для усвоения содержания учебного материала, прежде всего, направлено на всестороннее развитие личности.


Обучение в сотрудничестве.

Варианты применения технологии:

- по подгруппам,

- со всей группой.

Основные идеи:


  • в основе обучения лежит сотрудничество, а не соревнование, предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи;

  • одно задание на группу (подгруппу), одно поощрение на группу (подгруппу), но достигается общая цель каждым ребенком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей;

  • оцениваются усилия каждого ребенка для достижения общего результата. В рамках технологии используется «метод фокальных объектов» (фокальный – находящийся в фокусе, центре внимания). Метод адаптировал к работе с детьми А.Н.Строунинг.

Метод фокальных объектов позволяет решать следующие задачи:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

- познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания;

- составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные при его рассмотрении определения;

- проанализировать художественное произведение или картину. В рамках технологии также используется прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого «Что бы ты чувствовал, если бы превратился в кустик? О чем бы мечтал?»
Метод проектов.

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения, творческих по своей сути, которые позволяют решить ту или иную значимую для ребенка проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. По каждому предмету, в соответствии с содержанием учебного материала, разработана система проблемных задач и вопросов. В рамках технологии на занятиях часто применяется «Метод мозгового штурма». С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланировано, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры – занятия.

Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

(Методика проведения «мозгового штурма» разработана А.Н. Строунингом. см. приложение.)


Разноуровневое обучение.

Технология разноуровнего обучения предполагает обучение на разных уровнях сложности программного материала. Поэтому в начале учебного года по результатам педагогической и психологической диагностики дети делятся по уровню развития (на момент поступления в школу), по темпу усвоения материала.

Тематический материал, изучаемый в разных группах идентичен, разница лишь в уровне сложности изучения материала. Разноуровневое обучение предполагает возможность перехода ребенка из уровня в уровень при соответствующих итоговых показателях.
Система педагогического и психологического мониторинга детей посещающих предшкольную подготовку
Личностно ориентированное обучение предполагает индивидуализацию системы контроля. Результаты достижения ребенка сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей.

Программа предполагает использование «Карточки индивидуального развития ребенка» для получения наиболее полной информации о процессе становления и развития личности ребенка, его индивидуальности.

Карточка состоит из трех частей:


  1. Общие сведения о ребенке - базисные характеристики личности ребенка. (Заполняется педагогом - психологом и родителями в процессе вводного контроля).

  2. Материалы психологического обследования детей.

Отслеживается развитие основных познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения на начало и конец учебного года. (Заполняется психологом)

  1. Материалы педагогической диагностики.

Отслеживается:

- речь, речевые навыки, крупная и мелкая моторика, эмоциональные навыки, состояние здоровья ребенка. (Заполняется родителями и педагогом).

- результативность усвоения программ по предметам. ( Заполняется педагогом по своему предмету на конец и начало года.) ( Образец оформления карточки см. в приложении).

Прописанные в карточке критерии отслеживания результативности образовательного и воспитательного процесса отслеживаются в рамках вводного, текущего, рубежного и итогового контроля.

Это позволяет:

-определить уровень ребенка на момент поступления в объединение;

-скорректировать и адаптировать содержание программ, методов, приемов, форм подачи материала; выработать цель, стратегию и содержание индивидуальной работы с каждым ребенком;

-наблюдать за продвижением в развитии обучения и воспитания ребенка в течение учебного года, отслеживать эффективность выбранной стратегии педагогического воздействия;

-составить объективную характеристику уровня развития каждого ребенка на момент выпуска, показать перспективы его развития в дальнейшем, определить общую готовность («зрелость») ребенка к школе;

-произвести анализ и подвести итоги работы педагогов.



5. Результативность
«Школа радости» существует 4 года. За это время 54 ребенка прошли предшкольную подготовку. Дети успешно вступают в школьную жизнь, легко адаптируются в 1 классе, усваивают программу. У всех детей наблюдается развитие речевых навыков, персептивных (зрительных и слухо­вых) навыков, общей и тонкой моторики, когнитивных навыков, социальных и эмоцио­нальных навыков, здоровья ребенка.



6. Список используемой литературы


  1. Закон РФ «О образовании» (принят Государственной Думой 12.06.95)

  2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

(утверждено постановлением Прав. РФ 1.06.95 г)

  1. Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (25.12.2006г)

  2. Арапова Н.О. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы. // Дошкольное воспитание. 1994г.

  3. Венгер Л. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. 1994г.

  4. Дьяченко О. Программа «Развитие». Отечественные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М., - 1994г

  5. Венгер Л., А. В. Запорожец Гуманизация дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1990г.

  6. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. 1995г.

  7. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. 1993г

  8. Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. 2006г.

  9. Большая книга подготовки к школе. М., ЗАО «Росмэн - Пресс» 2005г.

  10. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях: социальное развитие ребенка: Спецкурс//Под ред. О.Л. Зверевой – М., 1994г//

  11. Сороков Д. Основы психологии развития. М., 1997г.

  12. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. //Под редакцией А.А.Столяра. – М., 1991г.

  13. Волина В.В. Учимся играя - М., 1994г.

  14. Волина В.В. Занимательное азбуковедение - М., 1991г.

  15. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов. «Феникс», 2002 год

  16. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. «Феникс», 2002 год


7. Приложения
Приложение № 1
Программа предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач модернизации образования на период 2006-2010 гг. является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого Министерством образования и науки РФ рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.

Данная программа адресована детям 6-7 года жизни, которые не посе­щали детский сад, а воспитывались в домаш­них условиях. Поэтому в ней и решаются за­дачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, подготовки к школе в интел­лектуальном плане и физического развития.

Реализации этих задач могут способствовать группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательном учреждении. Количество посеще­ний занятий может составлять от 3 до 5 дней в неделю на период от 2 до 5 часов. С детьми занимаются воспитатели, имеющие специальную профес­сиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Преемственность между дошкольными груп­пами кратковременного пребывания и на­чальной школой связана с тем, что цели обра­зования связаны с социализацией, личност­ным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе.



Среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей. В помещении группы создается специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной дея­тельности взрослого с детьми. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной само­стоятельной деятельности детей и совмест­ной деятельности взрослого с детьми. Совместная деятельность составляет основу образовательного процесса: взрослый при­влекает детей к занятиям без психологиче­ского принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополни­тельно мотивируя их своим партнерским уча­стием в деятельности. Образовательный процесс должен охваты­вать практически все основные сферы разви­тия детей старшего дошкольного возраста. Физическое развитие, формирование здоро­вого образа жизни и охрана здоровья детей – приоритетные задачи.

Цель:

  • создание условий для полноценного возрастного всестороннего развития личности ребенка, его индивидуальных, творческих способностей, интеллекта;

  • укрепление его физического и психосоматического здоровья;

  • формирование всесторонней готовности к обучению в школе.



Задачи развития:

  • личности ребенка, его дарований и способностей путем самостоятельного решения творческих и других задач;

  • основных познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения) в процессе овладения содержанием учебного материала по изученным предметам;

  • любознательности, как основы познавательной активности будущего школьника;

  • произвольного поведения через коррекционные и развивающие упражнения на произвольную сферу;

  • интеллекта через формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • крупной и мелкой моторики через систему соответствующих игр и упражнений;

  • речи, умения высказывать и обобщать свои суждения;

  • математических способностей.


Задачи воспитания:

  • уважение к национальной самобытности русского народа, его языка и традиционных ценностей,

  • культуры общения;

  • гуманистической направленности поведения;

  • доброжелательного, отзывчивого, тактичного отношения к взрослым и сверстникам.



Задачи обучения:
Задачи обучения дифференцируются по предметам:


  • Игровая математика – формирование у детей элементарных математических представлений.



  • Обучение грамоте - создание условий для успешного овладения ребёнком фонетической, графической, лексической и грамматической основами родного языка.




  • Развитие речи - создание условий для расширения словарного запаса, овладение связной речью.




  • Познание окружающего мира - создание условий для расширения и систематизации знаний и представлений детей о себе, об окружающем мире (живой и неживой природе).




  • Этикет- создание условий для формирования у детей представления о правилах культуры поведения; овладения детьми речевой культуры, этикетными формами общения.




  • Развивающие игры - через организацию игровой деятельности создание условий для целенаправленного развития основных познавательных процессов, произвольности поведения, интеллекта, коммуникативных качеств, крупной и мелкой моторики.



Основу учебных занятий составляют:

- беседы, игры, практическое выполнение упражнений на развитие выносливости мышц кисти рук, конкурсы.



Форма занятий:

-групповая:

- индивидуальная.
Содержание программы:
1. Вводное занятие.


  • Знакомство с кружковцами.

  • Правила поведения в коллективе.

  • Игры на развитие навыков общения.


2. Развитие математических способностей.

  • Ориентировка в пространстве (выше, ниже, слева, справа, посредине и т.д.).

  • Игры на выявление величины и формы предметов.

  • Количественные представления и понятия (много, мало, столько же, поровну, одинаково и т.д.).

  • Счет предметов в группе.

  • Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

  • Сравнение чисел (какое больше, меньше).

  • Знакомство с цифрами.


3. Развитие речи.

  • Развитие словарного запаса (знакомство со словами по темам семья, школа, профессии и т.д).

  • Знакомство с русскими народными сказками.

  • Знакомство с детскими писателями и их произведениями (К.И.Чуковский, А.Барто, А.Пушкин, С.Михалков.).

  • Развитие связной речи.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Десять основных положений нового закона об образовании Новый закон "Об образовании в рф" вступает в силу с 1 сентября
40.22kb.
Закон кыргызской республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» 1 глава 1
170.54kb.
Исходящий № от 25октября 2012; 01 апреля 2011 года
3079.55kb.
1. Закон РФ "Об образовании"
20.58kb.
Закон об образовании
1255.22kb.
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. N 3266-1,
70.13kb.
Закон РФ «Об образовании»
494.1kb.
Законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
114.9kb.
Ить Вас с различными видами сайтов, способы их создания, а так же с требованиями к сайтам в соответствии с Закон об образовании
99kb.
Закон тульской области об образовании
246.66kb.
Закон республики таджикистан "об образовании"
204.57kb.
Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года n 3266-1-1 в ред. Федеральных законов от 13. 01. 1996 n 12-фз, от 16. 11. 1997 n 144-фз, от 20. 07. 2000 n 102-фз, от 07. 08. 2000 n 122-фз, от 13. 02. 2002 n 20-фз
669.39kb.